Бортовое питание компании. Как готовят бортовое питание

По результатам прошедших 6 месяцев 2017 года я решил сделать обзор бортового питания в эконом классе отечественных и зарубежных авиакомпаний.

В 2014 году я уже делал обзор как кормят авиакомпании при перелетах из Москвы в Сочи, получилось достаточно интересно и показательно ( , ). С тех пор уже и кризис мы прошли, и авиаперевозчики некоторые канули в лету.

А на сегодня, 9 авиакомпаний — отечественных и зарубежных с их неповторимым стилем и своими фишками. Питание на одной и той же авиакомпании различается от продолжительности рейса, поэтому кое-где будут разные фото от одной компании.

Также я выставил свою оценку по 5 бальной шкале, где 5 — высшая оценка.

1. Отечественная компания Nord Wind или Северный ветер . На 2 часовом рейсе обслуживает напитками и шикарной коробкой, в которой… болтается слойка. Питание на борту бесплатное.

Оценка: 2

2. Снова отечественная авиакомпания Red Wings . Рейс продолжительностью 2 часа. Горячее на выбор и красивая коробка с бутербродной булочкой, маслом и печеньем. Питание на борту бесплатное.

Оценка: 3

3. Азиатский лоукостер Air Asia . Питание приличное, но платное. Заказывается заранее на сайте авиакомпании. Во время полета купить его нельзя, предложат какую-нибудь быструю лапшу. Напитков бесплатных на борту нет. За все нужно платить.

Оценка: 3

4. Российской S7 airlines . На рейсах до 3 часов предлагают сэндвичи с курицей или сыром и напитки.

Оценка: 3

А вот такой набор уже предлагается на рейсах продолжительностью от 3 часов. Горячее — на выбор. Питание и напитки на борту бесплатные.

Оценка: 4

5. Немецкий авиаперевозчик Lufthansa . Вне всяких похвал. Отличное питание, алкогольные напитки. Конечно же все без дополнительной оплаты.

Оценка: 5

6. Итальянский Air Dolomiti . Так как полеты данная авиакомпания выполняет на относительно небольшие расстояния, то вот такой скромный снек в виде яблок или орешек раздается на входе в салон самолета, а в течение полета предлагаются напитки, в том числе алкогольные. Бесплатно.

Оценка: 3

7. Греческий Aegean airlines . При хороших ценах на перелеты (а иногда очень дешевых), авиакомпания кормит вкусными завтраками: вот омлет с запеченным картофелем, фрукты, булочка с маслом и джемом, шоколадный батончик. Напитки и алкоголь также предлагаются бесплатно.

Оценка: 4

8. Швейцарский Swiss Airlines . Также считаю, что данная авиакомпания предлагает отличное бортовое питание. На 3 часовом рейсе подавался вот такой ланч с горячей запеканкой.

Оценка: 5

А на 12 часовом перелете ужин выглядел вот таким образом. Питание и напитки на борту бесплатные.

Оценка: 5

9. И завершу сегодняшний обзор отечественным Аэрофлотом, который так же варьирует варианты питания в зависимости от продолжительности полета. Вот такой аппетитный набор был предложен на трехчасовом рейсе. Алкогольные напитки Аэрофлот предлагает только на международных рейсах.

Немецкая компания LSG Sky Chefs является одним из самых крупных в мире предприятий, обеспечивающим бортовым питанием самолеты в самых разных странах. LSG Sky Chefs входит в концерн Lufthansa, являющийся самой крупной авиакомпанией в Европе и занимающий пятое место в мире по количество перевезенных пассажиров.

LSG Sky Chefs принадлежит самая крупная сеть кейтерингов, в которую входят 200 кейтерингов 48-ми стран. LSG Sky Chefs сотрудничает более чем с 300 авиалиниями и за год производит около 460 миллионов порций бортового питания. Вот как выглядит процесс производства бортового питания на одной из фабрик LSG Sky Chefs, расположенных в германском городе Франкфурт-на-Майне.

(Всего 21 фото)

1. Ужин бизнес-класса для рейсов на короткие расстояния. В бизнес-классе еда подается в настоящей фарфоровой посуде, в отличие от эконом класса, где используется пластиковая и картонная одноразовая посуда.

2. 16 января, 2012. На фабриках LSG Sky Chefs действуют строжайшие гигиенические требования для сотрудников. Обязательной частью рабочей одежды являются халат, сетки для волос, а также специальные маски для тех сотрудников, которые носят бороды.

3. Ужин бизнес-класса для рейсов на короткие расстояния.

4. Один из производственных цехов, где производится бортовое питание. Цеха фабрики LSG Sky Chefs работают без остановки круглые сутки. Каждый год с их конвейеров сходит более 460 миллионов порций бортового питания, которые подаются во время рейсов более чем 300 крупнейших авиакомпаний мира.

5. Требования к качеству бортового питания очень жесткие. Дополнительную сложность производителям бортового питания создает и тот факт, что повышенное давление, которое поддерживается в летящем самолете, сильно влияет на восприятие человеком вкуса пищи. На высоте обычная еда кажется безвкусной и слишком сухой. Кроме того, большинство пассажиров на высоте испытывают повышенную жажду. Чтобы учесть все эти факторы, компания LSG Sky Chefs поддерживает постоянное сотрудничество с научно-исследовательским институтом Фраунгофера (Мюнхен), где изучают влияние высоты на человеческий организм. Чтобы в точности воссоздать условия полета, используется специальная лаборатория. Несмотря на то, что у человека в условиях полета значительно надает вкусовая чувствительность к соли (пища кажется пресной), компания LSG Sky Chefs не идет на простое увеличение соли и других вкусовых добавок. Соли в бортовом питании LSG Sky Chefs содержится столько, сколько положено по общепринятым нормам. Улучшение «высотного» вкуса достигается за счет использования разнообразных специй, которые хорошо сохраняют свой вкус в полетных условиях. Например, имбирь, корица и некоторые другие специи хорошо ощущаются человеком даже летящем самолете.

6. Ужин бизнес-класса, который подается на рейсах японского направления.

7. Производственные площади компании LSG Sky Chefs составляют более 40 000 квадратных метров.

8. Ужин бизнес-класса, который подается на рейсах японского направления.

9. При производстве бортового питания особое внимание уделяется качеству продуктов и общей безопасности питания. Требования к безопасности питания для членов экипажей самолета даже жестче, чем требования для питания пассажиров. Все еда для экипажа в обязательном порядке должна проходить глубокую термическую обработку. Набор продуктов, входящий в индивидуальный паек для каждого члена экипажа, обязательно разный. Это позволяет снизить риск того, что весь экипаж заболеет и будет нетрудоспособен в случае попадания на бор некачественной пищи. Уже в самолетах часто на упаковку с индивидуальным пайком наносят имя члена экипажа, для которого он предназначается, чтобы в случае несчастья проще было отследить, как некачественная пища попала на борт.

10. Ужин бизнес-класса, который подается на рейсах японского направления. Авиакомпания Lufthansa один из самых крупных в мире потребителей икры. Каждый год авиакомпания закупает почти 8 тонн этого дорогостоящего деликатеса.

11. Еда готовится на фабрике. Готовая пища расфасовывается в пайки, которые хранятся в специальных холодильных камерах, В которых используется сухой лед. Обычно пайки разогревают непосредственно перед взлетом самолета еще на земле.

12. Детский ужин, подающийся на рейсах дальнего следования.

13. Каждый день фабрика компании LSG Sky Chefs выпекает около 80 тысяч булочек.

14. Ужин бизнес-класса, подающийся на рейсах ближнего следования.

15. Пайки упаковываются таким образом, что огромный грузок, который доставляет бортовое питание в аэропорт, может быть загружен всего за пять минут. Подразделение LSG Sky Chefs во Франкфурте использует 116 грузовиков.

Алекс Чебан, тревел-блогер: Аппетитный ланч над облаками - что может быть лучше? 35 % пассажиров выбирают рыбу, 45 % - мясо, и только 18 % считают, что есть в самолете не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что ж… этот репортаж они, скорее всего, пропустят. Всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании «ЮТэйр» в Сургуте.

Тайна № 1. Вся выпечка для комплектов бортового питания у «ЮТэйр» своя.

В небольшом помещении стоит позитивный запах свежих французских булочек с корицей.

Каждая булочка должна весить 60 г.

На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера разморозки и морозильная камера. В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики.

Перейдем в горячий цех…

Пассировка для говяжьей поджарки.

Тайна № 2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство. Знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищи.

За процессом следит шеф-повар Егор Королев.

А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи (улыбается).

Тайна № 3. Себестоимость одной порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.

Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка авиакомпании «ЮТэйр».

Тайна № 4. Срок годности бортового питания три часа. То есть если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить питание в боксы. Питание на обратном сегменте оборотного рейса - это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.

Упаковка готовой продукции к загрузке на борт.

Тайна № 5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс один запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки / раздачи на борту.

Тайна № 6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта - три часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.

Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт.

Тайна № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.

К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в «ЮТэйр» и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика! После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание. Все было поделено по классам обслуживания.

Тайна № 8. У экипажа есть отдельное меню! Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал / сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж - это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.

Эконом улучшенный.

Бизнес-класс.

Тайна № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в «гейзере», а непосредственно пассажиру - в углубленной чашке.

«Углубленная чашка» - это просто глубокая тарелка. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.

Тайна № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять более трех часов.

По моему мнению, «ЮТэйр» кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва - это самое лучшее меню среди все операторов линии.

Мое питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации. Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.

Рассказывать в своём блоге про самолеты, и людях которые работают в авиации мне нравится, ведь от них зависит безопасность полётов, перевозка пассажиров и груза. Самолёты заправляют топливом, проверяют техническое состояние перед вылетом, загружают багаж, производят посадку пассажиров, затем закрывают двери и отводят телетрап, самолёт выруливает на ВПП ивзлетает....А пассажиров которые уютно устроились в своих креслах и наблюдают в иллюминаторы красоты седьмого океана уже готовы накормить бортпроводники..

На днях я побывал в службе бортового питания международного аэропорта Рощино, там показали небольшую часть из того чем же кормят пассажиров эконом и бизнес класса в самолётах которые отправляются из Тюменскойго аэропорта. Услугами бортпитания в Рощино пользуюятся такие авиакомпании как UTair , Аэрофлот, AzurAir , Nordwind Airlines , Россия и т.д
В среднем в сутки на самолёты отгружается рационов для эконома- 1100 , для бизнес - 25, и экипажам - 80.
Производительность может составлять до 5000 рационов в сутки.

На заглавном фото ланчбоксы для пассажиров эконом класса в состав которых входят Булочка, Кекс, Чай, Сыр, масло, джем а так же одноразовые столовые приборы.
На горячее касалетки.
1. Филе горбуши запеченное/рис с овощами/фасоль стручковая на пару
(Пищевая ценность: Белки-15,5, жиры-18,2, углеводы-14,7, ккал-286)

2. Котлета куриная в панировке/картофель отварной/морковь на пару
(Пищевая ценность: Белки-14,9, жиры-13,6, углеводы-17,3, ккал-251)

3.Это фирменный ланчбокс для ЮТэйр.

4. Ланчбокс для экипажа с холодными закусками. К нему еще идёт касалетка на выбор.

5. Выбор питания для пассажиров бизнес класса конечно же разнообразнее, если вы сейчас голодны то рекомендую сначала перекусить)) и продолжить просмотр. Холодные закуски.

6. Горячее.

И по блюдам с расшифровкой что есть что.
7. Рулетик из свинины с сыром, перцем/картофель жареный из отварного/ лук фри
(Пищевая ценность: Белки-13,9, жиры-34,1, углеводы-13,9, ккал-419)

8. Не знаю что это в лепестках миндаля, остальное понятно))

9. Рулетик из курицы/картофель фри/фасоль стручковая на пару
(Пищевая ценность: Белки-23,3, жиры-13,1, углеводы-13,6, ккал-265)

10. Рулетик из судака с цукини/баклажаны жареные/помидоры черри гриль
(Пищевая ценность: Белки-13,7, жиры-14,1, углеводы-5,2, ккал-203)

11. Мясная нарезка (ростбиф из говядины, филе куриное запеченное, язык говяжий, маслины, перец болгарский, салат листовой)
(Пищевая ценность: Белки-15,2, жиры-10,2, углеводы-1,6, ккал-159)

12. Овощная нарезка (огурцы св., помидоры черри, перец болгарский, редис, салат листовой, зелень)
(Пищевая ценность: Белки-1,1, жиры-0,2, углеводы-3,5, ккал-20)

13. Рыбная нарезка (семга с/с, креветки, мидии, кальмары, лимон, каперсы, салат листовой, зелень)
(Пищевая ценность: Белки-16,5, жиры-11,4, углеводы-1,0, ккал-173)

14. Семга в лепестках миндаля/рис микс/помидоры черри гриль
(Пищевая ценность: Белки-19,1, жиры-31,9, углеводы-23,0, ккал-451)

15. Рулетик из судака с цукини/овощи гриль
(Пищевая ценность: Белки-13,6, жиры-16,1, углеводы-6,3, ккал-225)

16. Рулетик из свинины с сыром, перцем/картофель жареный из отварного/ лук фри/перец гриль
(Пищевая ценность: Белки-13,8, жиры-35,9, углеводы-13,4, ккал-434)

17. Выглядит очень аппетитно!

18.


19. Легостаева Лариса Анатольевна в трудовом процессе. Скоро эти ланчбокксы будут закрыты и уложены в спец контейнер для доставки на борт самолёта, а затем съедены пассажирами летящими куда то за тысячи километров от Тюмени.


20.В холодном цеху жарко.

21. Спасибо за экскурсию по цеху бортового питания начальнику Ефимовой Галине Михайловне и ее заместителю Легостаевой Ларисе Анатольевне, а так же девушкам что не назвали свои имена и стеснялись сфотографироваться.

22. Я был в цехе бортового питания еще в детстве! Тут всё было по другому. Теперь это очень современный цех, обеспечен самыс современным необходимым оборудованием.

23.Горчий цех.

24. В корридорах как и в цехах стерильная чистота.

25.В этом аппарате замешивают тесто для булочек!

26. А тут булочки выпекаются. К утреннему разлёту будет всё готово, запечатано, расфасовано и отгружено на самолёты. А ароматы какие!)))

Наша экскурсия подошла к окончанию, в это время происходила отгрузка питания на очередной рейс, работа шла своим чередом. Пассажиры уже ждали посадки на рейс, а их ждал вкусный обед от высокой кухни цеха бортового питания аэропорта Рощино! Приятного полёта говорим мы своим друзьям когда провожаем их на рейс, Приятного аппетита! говорят работники бортпитания отправляя свою продукцию на самолет!

Спасибо за приглашение на экскурсию пресс службу аэропорта Рощино Марию.

Спасибо за внимание!