Храм креста в паленке. Мексиканские храмы Паленке: история майя, притаившаяся в джунглях Дворец паленке

Иногда даже можно слышать выражение «Паленке – жемчужина среди джунглей». Многие туристы приезжают сюда к самому открытию комплекса к 8 утра, чтобы застать момент, когда древние строения и окружающие их джунгли покрыты туманом, придавая всему мистическую атмосферу. Благодаря джунглям, проходивший мимо Эрнан Кортес завоеватель Мексики, не заметил город и возможно из-за этого город не подвергся разрушению. Одной из главных особенностей Паленке, благодаря его удалённости от туристических мест, является то, что он не превратился в место паломничество туристов, а сохранил таинственную и спокойную атмосферу.

Первые жители появились в 100 г. до н. э., но пик расцвета города пришелся на период с 600 по 800 г. н. э. В древнем городе много сооружений, которые имели как социальное, так и религиозное значение: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветавшего Креста, поле для игры в мяч. Все они возводились под патронажем правителей Паленке. Самым выдающимся правителем считается Пакаль, который взошел на трон в возрасте 12 лет, после смерти своей матери Зак Кук. Пакаль объявил Зак Кук родительницей трёх богов майя, тем самым придав монарху статус сына божьего. Правление Пакаля продолжалось с 615 г. н. э. и закончилось в 683 г. н. э. После его смерти, Пакаль был погребён в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Саркофаг Пакаля был вскрыт только в 1952 году мексиканским археологом Альберто Русо. Тело правителя было украшено нефритовыми украшениями, а на лице так же была нефритовая маска. За всю историю Паленке, находился под властью 12 монархов, которые выполняли роль правителей, жрецов и главнокомандующих. Но самый значимый след в истории города оставили Пакаль и его дети. Жители по неизвестным причинам покинули Паленке в конце IX века.

Схема расположения саркофага Пакаля в Храме Надписей.

В тоже время Паленке считается, возможно, самым загадочным городом майя. В настоящие время закончены раскопки только немногим более 30 из 500 обнаруженных сооружений. Вызывают споры основания и фундамент строений индейцев. Камни, из которых сделаны основания, подвергались обработки инструментами, которых у майя теоретически не было. По одной из версий эти камни остались от предыдущих неизвестных цивилизаций или были сделаны пришельцами из космоса, а индейцы майя уже только потом стали возводить на них свои сооружения, которые не обладают такими характеристиками как основания. Вот уже более 6 десятилетий не утихают споры о плите которая закрывала саркофаг Пакаля. Кто изображен на ней, сам Пакаль, а может пришелец из космоса? В 1968 году вышла в свет книга Эрих фон Деникена «Колесницы богов?». В своей книге автор утверждает, что изображения на плите «является точной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позднее некоторые ученые опровергали эту теорию, приводя различные доводы.


Изображения на крышке закрывающий саркофаг Пакаля

На сегодняшний день закрыто для посещения самое известное сооружение в Паленке, Храм Надписей. По официальным данным, для большей сохранности храма, а по утверждению, опять же некоторых учёных храм закрыт из-за того, что там есть то что не всем нужно видеть.
В 1981 году мексиканское правительство придало Паленке статус национального парка, а в 1987 он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться до археологического комплекса Паленке
Археологический комплекс Паленке находится в 7км. от городка Санто-Доминго-де-Паленке, собственно в честь которого и назван древний город, так его настоящие имя затерялось. Добраться до древнего Паленке из городка дешевле всего на местных маршрутках (colectivos), которые курсируют, каждые 10-15 мин.

Санто-Доминго-де-Паленке – небольшой провинциальный городок, со свои ритмом жизни. Если бы не древний Паленке, то скорее всего Санто-Доминго-де-Паленке, был бы глухой мексиканской провинцией. На меня город произвел приятное впечатление. Главное тусовочное место это центральная площадь, где вечерами собираются жители всех возрастов. На торговых развалах идет торговля едой, одеждой и сувенирами. На танцплощадке играет оркестр и танцуют люди. Мне это напомнило Российские дискотеки 70 – ых годов, только с мексиканским колоритом.

Как добраться до Паленке

В маленьком городке Санто-Доминго-де-Паленке нет своего аэропорта, по этому сюда добираются на машинах или автобусах из других городов Мексике.
Из Канкуна и Плай-дель-Кармен ходит ночной автобус ADO, время в пути 12-13 часов, стоимость около 60 долларов.
Из Виллаэрмозы на автобусе можно добраться за 2,5 часа
Из Сан-Кристобал-де-лас-Касаса и Кампече 5часов
Из Мериды 10 часов
Из Мехико 16 часов
Если в расчет брать дорогу из Москвы, то нужно лететь до Канкуна, время в полёте от 13 часов, а потом на автобусе до Паленке еще 13 часов. Другой вариант лететь до Мехико, оттуда внутрений рейс до Виллаэрмозы или на автобусе до Паленке.

Паленке отели

Проблем с жильем в Паленке не будет, здесь есть хостелы и отели разной ценовой категории. Примерно за 15$ можно взять номер на двоих в который поселится не каждый турист. За 150$ можно жить в хорошем отеле с бассейном. Некоторые отели находятся в 5-10 минутах хотьбы от остановки куда прибывают междугородние автобусы. Паленке поиск дешевых отелей

Паленке фото путешествия


На заднем плане дворец и башня обсерватории.


Лестница к дворцу.


Храм Надписей самое известное и самое высокое сооружение в Паленке. Его высота составляет 23 метра, к вершине ведут 69 крутых ступенек.


Храм Надписей имеет восьмиуровневую структуру. Храм был тщательно исследован в 1952 году, тогда и был найден саркофаг Пакаля.


Храм солнца.


Продавцы сувениров в Паленке.


Улица в Санто-Доминго-де-Паленке.


В кафе Санто-Доминго-де-Паленке можно не дорого поесть и попить местного пива.


Посетители кафе.

Приветствую всех!
Я возвращаюсь к повествованию о путешествии по Мексике , и сегодня я буду исправлять допущенную мною несправедливость: до нынешнего дня я писала лишь про мексиканские города, в которых мы побывали, и почти не затрагивала тему археологических комплексов (исключением стал лишь ), которых в нашем маршруте было целых восемь штук. Из новостей: со времени последнего поста мы успели не только посетить еще несколько стран Центральной Америки , но и улететь в Южную . Сейчас мы в столице Эквадора Кито: смотрим из окна отеля на Анды, изобретаем способы борьбы с уличными грабителями и с наступлением темного времени суток трясемся здесь от страха от холода. Но об этом позднее, а сейчас о Паленке — древнем городе индейцев майя, причем первый раз за время существования блога — с видео, где будет непростительно много меня. Желаете познакомиться? Велкам.

Многие археологи, да и простые смертные находят Паленке самым удивительным из сохранившихся до наших дней городом древних майя . Причина тому — атмосфера этого места. Стоящие посреди влажных джунглей развалины пирамид, дворцов, площадей — истинное олицетворение «затерянного города» из тех самых легенд, которые многих из нас сводили с ума в детстве, а некоторых, к примеру меня — сводят до сих пор. Люди обитали здесь примерно с 300 года до н.э. до конца 8 века, после чего город по невыясненным причинам был покинут и поглощен лесами.

При входе в город, ныне это археологический комплекс Паленке , нас встретил юный торговец побрякушками. Его древние предки изучали космос и изобретали календарь, а нынешние майя в немалых количествах не умеют даже читать, и это сущая правда.

Руины древнего Паленке раскиданы на территории 15 квадратных километров, а обнаруженных на сегодняшний день строений здесь более тысячи. Можете себе представить, насколько огромен этот комплекс? Обойти его вдоль и поперек невозможно — некоторые места до сих пор труднопроходимы из-за джунглей, поэтому туристам предлагается прогулка по хорошо исследованным частям города.

Главный вход в Паленке неминуемо сталкивает посетителей с двумя невысокими полуразрушенными храмами. Внешне воображение они не потрясают, но то, что их реставрацией никто не заморачивается, мне пришлось даже по душе — я просто обожаю бродить среди заросших мхом стен, а уж когда с потолка капает — это вообще экстаз.

В одном ряду с двумя внешне неприглядными храмами построено самое значимое строение Паленке Храм надписей . Внешне он схож с архитектурой двух младших собратьев, но выгодно отличается от последних высотой, что делает его гораздо величественнее.

Но главная ценность Храма надписей вовсе не во внешнем облике. В середине 20 века археолог Альберто Руис обнаружил в его недрах помещение с саркофагом, напичканным сокровищами. На вершине храма была обнаружена резьба с искусными иероглифами. Экспертиза останков и расшифровка надписей показали, что в саркофаге захоронен 80-летний правитель Баакульского царства Пакаль Великий — личность среди индейцев легендарная. Некоторые историки утверждают, что Пакаль был не только правителем, но и человеком, посещавшим внеземные цивилизации: на знаменитой плите саркофага Пакаль изображен на летающем объекте, напоминающем космический корабль.

Осмотреть гробницу и надписи нам не удалось: в путеводителях написано, что это возможно, но в день нашего посещения вход в Храм надписей почему-то оказался закрыт. Тогда эксперимента ради мы предприняли попытку поискать иероглифы в первых двух храмах, но удачей это мероприятие не увенчалось. Зато в одном из них мы обнаружили некую безымянную гробницу, ну или что-то вроде нее. Об этом, кстати, я рассказываю в видео в конце этого поста , так что не забудьте его посмотреть

На одной площади с Храмом надписей находится еще одно внушающее уважение сооружение - Дворец. Предположительно, здесь проживали местные аристократы. Если все предыдущие виденные мной древние строения индейцев так или иначе напоминают по форме пирамиду, то Дворец в корне отличается от них нестандартностью внешнего вида: тут тебе и башни, и колонны, и террасы.

Дворец открыт к посещению как снаружи, так и внутри. Сначала мы побродили по его верхней площадке,

потом отправились гулять по внутренним помещениям.

Что сказать? Впечатляет! Невозможно поверить, что все это построили самые настоящие майя , а ты, человек 21 века, имеешь возможность так вот запросто гулять по всем этим коридорам, трогать эти стены, наслаждаться с вершины Дворца видами, которыми когда-то любовались они!

Ухоженные тропинки археологического комплекса ведут нас дальше.

Небольшая прогулка по джунглям, и перед нами еще одна площадь древнего города, а на ней еще несколько храмов, ставших впоследствии моими любимыми в Паленке .

Вид на первый из них — Храм Солнца (Templo del sol ), пожалуй, самый популярный вид Паленке . Именно эту картинку вы гарантировано увидите в каждом путеводителе. Я тоже не стала изобретать велосипед: если вы заметили, сегодняшний пост я начала с фото с изображением этого храма.

А это второй храм - Храм Креста (Templo de la Cruz ), а сижу я, кстати, у подножия первого — Храма Солнца . Храмы расположены друг по отношению к другу таким образом, что один открывает шикарный диагональный вид на другой. Все-то хитро у этих майя , ни шага без какой-то особой задумки.

Забравшись на вершину Храма Креста , мы поскидывали с себя рюкзаки и, усевшись на ступеньки, приступили к нашему любимому занятию — ловить кайф. В этот момент у меня начал дребезжать телефон. Я смотрела в небо и улыбалась. Я знала: на другом конце света наступил мой день рождения , и сигналы телефона — ничто иное, как первые поздравления моих друзей. И я была счастлива, что новый год моей жизни застал меня в этом невероятном месте.

Затем была еще небольшая прогулка по древнему городу: в величественных постройках дефицита здесь не наблюдается, и бродить в их поисках можно было бесконечно, но к полудню жара, которая для этих мест является явлением довольно заурядным, достигла каких-то запредельных показателей, и мы поспешили укрыться в джунглях.

Ах, что за чудо, эти джунгли ! Огромные деревья, укрывающие в тени развалины менее уцелевших каменных построек, земля, покрытая влажным мхом, лианы, свисающие до земли, жучки-червячки-бабочки-птички! Все это ужасно напомнило мне рассказы Киплинга и, конечно же, мой любимый Ангкор в Камбодже. Да, я определенно питаю слабость к городам, затерянным в джунглях!

Финалом похода в джунгли стала встреча с настоящим водопадом — маленьким, но красивым, с бирюзовой водой. Несмотря на то, что Ниагарским его не назовешь (кстати, вы можете прочитать о том, как я была на настоящем Ниагарском водопаде ), шум от водного потока стоял такой, что слышно его было далеко за. В общем-то, именно так мы и нашли водопад: просто шли на звук воды. На фото виден лишь нижний каскад водопада, на самом же деле их было несколько. Из-за густой растительности, свисающей сверху буквально до уровня глаз, полный вид на водопад закрыт, и к сожалению, показать на фото всю его красоту мне не удалось.

Не стану раскрывать все карты и о том, чем закончилась наша прогулка по Паленке , рассказывать не стану. Самое время показать видео, снятое нами в древнем городе майя : в нем вы увидите то, что я приберегла для вас на десерт

Не судите строго — репортер с меня пока что так себе, как впрочем и оператор, и монтажер, но вроде как и видео снято не для National Geographic Если вдруг понравится, пишите комментарии, ставьте лайки. Буду, как всегда, рада и благодарна!

Ну и напоследок полезная информация для тех, кто планирует посетить Паленке.

Как добраться до Паленке, Мексика:

В Паленке (здесь имеется ввиду современный Паленке , в котором живут люди) мы приехали из города на автобусе второго класса: 5 часов в пути, билет на одного человека — 96 песо (около 7,5$) . Это был один из самых адских переездов: дорога очень тяжелая, почти на всем протяжении идет через горный серпантин (хуже в нашем маршруте по Мексике был только участок маршрута Оахака — Сан-Кристобаль-де-ла-Касас : 11-часов «американских горок»). В автобусе все сидели зеленые. Рекомендую покупать билеты на передние места, а лучше с видом на лобовое стекло — так меньше укачивает. Запасайтесь леденцами, таблетками от укачивания и теплой одеждой: кондиционеры в мексиканских автобусах безжалостны).

Билеты на автобус можно приобрести заранее на сайте ticketbus.com.mx , или купить в офисах перевозчиков в

Как добраться до руин Паленке, Мексика:

Коллективо (так в Мексике называют общественный автобус) из города Паленке до археологического комплекса Паленке отходит от остановки Transportes Chambalu на улице Calle Aliende . Ходят автобусы часто (несколько раз в час, по мере сбора народа), проезд стоит 20 песо (около 1,5 $) с человека. Ехать в одну сторону около 10 минут. Обратный путь — аналогичный.

Сколько стоит вход в руины Паленке, Мексика:

При въезде на территорию национального парка Паленке коллективо делает специальную остановку, чтобы вы оплатили вход в национальный парк - 27 песо (примерно 2$) . Вход в археологический комплекс оплачивается дополнительно — 57 песо (около 4,5$) .

Отели в Паленке:

Отелей в городе Паленке множество, в том числе дешевых. Мы жили в скромном чистеньком хостеле всего за 12$ за ночь, нашли его через мой любимый поисковик отелей .

За 25$ в Паленке можно снять номер в отличной гостинице с видом на центральную площадь города. Сам же город Паленке (современный, там где живут нынешние мексиканцы) — абсолютно ничем не выдающийся: в нем нет даже традиционной для центральной площади любого мексиканского города церкви, поэтому отдельного поста про него, скорее всего, не будет.

На этом на сегодня все!

Спасибо всем, кто читает блог и поддерживает его в социальных сетях, и до скорых встреч!

Храм Креста (англ.: Temple of the Cross) – это самая большая и значимая пирамида комплекса пирамидальных храмов, расположенного в разрушенном древнем городе майя Паленке на территории современного мексиканского штата Чьяпас.

Вышеупомянутый комплекс Храма Креста находится на юго-восточной окраине Паленке и состоит из 3 главных сооружений: Храма Солнца (англ.: Temple of the Sun), собственно Храма Креста и Храма Лиственного Креста (Temple of the Foliated Cross).

Храм Креста представляет собой ступенчатую пирамиду с имеющимися внутри неё резными барельефами. Он был построен в ознаменование восшествия на престол Чан-Балума после смерти его отца, правителя Баакульского царства майя Пакаля Великого. На резных барельефах изображён Чан-Балум, получающий великий дар от своего предшественника. Храм имел несколько предназначений, в частности, в нём должны были располагаться панели с надписями, рассказывающими о родословной правителя, истории его вступления на престол, а также о божественности происхождения его рода. Кроме того, в святилищах, находящихся внутри храмовых пирамид комплекса, имеются каменные панели, по одной в каждой пирамиде, с высеченными на них иероглифическими надписями, рассказывающими о предназначении каждого из 3 храмов, а также о триаде богов Паленке (БI, БII и БIII) и их праве на главенство. При этом главная из пирамид, Храм Креста, ассоциируется с богом БI, первородным божеством триады, также известным как Хунапу.

Мотив креста, присущий комплексу, является намёком на названия пирамидальных храмов, однако в действительности крест символизирует Древо мира, которое, согласно мифологии майя, расположено в центре мироздания.

История

Комплекс Храма Креста был построен в поздний классический период истории Мезоамерики при Чан-Балуме, который правил Баакульским царством в период с 684 по 702 год нашей эры. Строительство пирамид осуществлялось в соответствии с основными традициями мезоамериканской архитектуры. Использованные при их возведении каменные блоки с замысловатой резьбой придают их ступенчатой конструкции особое великолепие.

Благодаря содержащимся внутри надписям, три эти храма являются единственными в государстве майя сооружениями, которые как три отдельные части выполняют ту же функцию, что и так называемые Кодексы майя (рукописный иероглифический жреческий требник, написанный на лубочной бумаге). На панелях внутри пирамидальных храмов описана и реальная, и мифическая история майя. Содержащаяся на них информация изложена связно: переходя от храма к храму, вы можете, словно в книге, прочитать историю этой цивилизации.

Имеются археологические свидетельства того, что в 599 и 611 годах Паленке подвергся нападениям со стороны столицы Канульского царства майя, города Калакмуль. Возможно, именно эти вражеские нашествия послужили сначала для Пакаля, а затем для его сына Чан-Балума и внука Акуль-Мо-Наба стимулом к совершенствованию традиций строительства.

Около 800 года, после нападения со стороны города Тонина, возведение тщательно спроектированных и сложных зданий прекратилось, и в это же время произошло сокращение численности населения Паленке.

Когда в 16-м веке в эту местность пришли испанцы, город был давно покинут, и никто из живших в его окрестностях индейцев майя уже не помнил о его существовании.

В 1567 году испанский монах-доминиканец Педро Лоренцо де ла Нада первым из европейцев исследовал развалины древнего города, названного им Паленке. Свои исследования он проводил на участке, располагавшемся неподалёку от русла реки Усумасинта, где наткнулся на каменные храмы и площади.

Раскопки, а также работы по сохранению и реставрации комплекса Храма Креста начались лишь в 1940 году. Объём средств, выделявшихся на проведение консервационных работ, стал расти после того, как в 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обнаружил внутри так называемого Храма Надписей (англ.: Temple of Inscriptions), гробницу Пакаля Великого. С этого момента городище стало одним из наиболее активно изучаемых мест раскопок во всей Америке.

В период с 1967 по 1974 год археолог Хорхе Акоста увеличил площадь раскопок и консервационных работ на территории комплекса Храма Креста. В рамках проекта Паленке, которым руководил археолог Арнольдо Гонсалес Крус, в 1989 году начались масштабные работы по исследованию, реставрации и консервации комплекса. В 1993 году исследователи обнаружили в Храме Креста жертвоприношение, содержавшее более сотни кадильниц с благовониями.

Архитектура

Комплекс Храма Креста расположен у основания горы Йемаль-К"ук"-Лакам-Виц (Гора Нисходящего Кецаля), которую индейцы майя считали священной, так как из неё вытекает множество природных источников, питающих пресной водой реку Отулум.

Сооружения комплекса Храма Креста построены из известняка, который широко распространён повсюду в этой местности.

Согласно свидетельствам, датируемым 16-м веком, каменные пирамидальные храмы были покрыты штукатуркой и окрашены в голубой и красный цвета.

В горизонтальной проекции 3 главных храма комплекса образуют крест. Храм Лиственного Креста находится через двор от Храма Солнца, при этом оба они примыкают к Храму Креста. Между храмами Солнца и Креста возвышаются 2 пирамиды меньшего размера (храмы XIV и XV).

Барельефы

Резные барельефы в Храме Креста описывают восшествие на престол Чан-Балума. На них изображены 2 фигуры. Первоначально учёные предположили, что меньшая из этих фигур принадлежит Пакалю Великому, а более крупная – его сыну Чан-Балуму. Однако более глубокие современные познания в области иконографии и эпиграфики могут свидетельствовать о том, что обе фигуры изображают правителя-сына: первая – это Чан-Балум в молодости, совершающий обряд перехода (обретения более высокого статуса), а другая – он же в зрелом возрасте в момент восшествия на престол. Между двумя этими фигурами изображено Древо мира.

Каждый из трёх пирамидальных храмов посвящён определённому божеству триады Паленке, олицетворяя собой пути в потусторонний мир, которые имели решающее значение для правителя майя, так как он должен был пройти их, чтобы вернуться назад с дарами жизни и процветания для своего народа.

Город Паленке

В речной долине был расположен древний город майя Лакм-Ха (современное название Паленке) столица царства Бак, (VII-VIII вв.). Его храмы признаны наиболее изящными произведениями цивилизации майя «классического периода», далекие от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана.

Центр города, где расположена главная группа зданий, пересекает горный ручей Отолум, над который сооружен сводчатый туннель. На запад от ручья лежит дворцово-храмовый комплекс, на восток – прямоугольная площадь, к которой примыкают храмами.

Здания в Паленке возведены из щебня, уложенного в известковый раствор, и облицованы кусками камня, покрытых стуком.

Храмы главной группы сооружены по одинаковой схеме. Они представляли собой невысокие ступенчатые пирамиды. Лестница главного фасада вела к святилищу на вершине пирамиды, увенчанного гребнем. Камеры святилища были гораздо просторнее, а стены более тонкими в сравнении с святилищами Тикаля. Под гребнем, вдоль всего строения святилища, проходила массивная стена, несущая на себе его вес. На главном фасаде святилища размещались три широких входных проема с деревянными перемычками. Столбы главного фасада были тонкими, от чего он приобретал вид портика.

Храм увенчивает невысокий гребень, значительно больших размеров, чем в Тикале, с пустотами для облегчения его веса. И святилище, и храм были покрыты стуком с тонко выполненной резьбой.

Три храма в городе являлись также гробницами жрецов и вождей, которые размещались в толще пирамиды, что в целом не было характерно для культуры майя. Единственное уцелевшее захоронение - короля Ханаба Пакала II - находится в храме Надписей (первая половина VII в.), обращенного фасадом к площади перед Дворцом.

Саркофаг Пакала Великого, украшенный барельефами и накрытый каменной плитой тонкой работы, был помещен в специальной сводчатой камере в основании восьмиступенчатой пирамиды. Стены крипты были украшены стуковыми рельефами.

Перед камерой располагается каменная урна с останками шести юношей, принесенных в жертву. От святилища храма к погребальной камере вела двухмаршевая лестница на глубину 24 м, проход в которой был закрыт огромным камнем. Вдоль одной из стен прохода проходил квадратного сечения канал для «общения» с душой погребенного из святилища. Вход в камеру перекрывала каменная плита, проходы к саркофагу был засыпан щебнем и крупными камнями.

Дворцовый комплекс Паленке был возведен на гигантской платформе высотой 10 м, на которую вели две лестницы, подходящие к воротам ограды. Дворец неоднократно перестраивался. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены стуковыми рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные

Многоэтажные здания редко встречались в архитектуре майя, таким примером является башня Дворца в Паленке. Башня поднималась на 4 яруса, нижний был сплошной. Лестницы проходили в каменной толще башни. На верхнем ярусе были обнаружен трон. Как во многих городах Древней Америки, в Паленке поблизости от Дворца были обнаружены руины стадиона для игры в мяч

Паленке было тем, ради чего все затевалось. Я задавал себе много раз вопрос – какие ожидания были у меня от Паленке ? Что я хочу там почувствовать и увидеть? Тайна всегда манит нас возможностью разгадки, но Паленке скорее ставит больше вопросов, чем дает ответов. И, тем не менее, благодаря Паленке я укрепился в некоторых своих мыслях и догадках, хотя полной картины, думаю, не будет никогда…

Но для начала, как обычно, формальности и ориентиры.

Добраться до Паленке можно не только на машине – туда ездят автобусы из многих городов Мексики. Сама археологическая зона находится на окраине от маленького одноименного городка, причем автовокзал расположен от нее довольно близко.

Археологическая зона открыта с 08.00 до 17.00, билеты продают до 16.30. Вход в Паленке: парковка 20 песо, въезд на территорию заповедника 32 песо на человека, вход в археологическую зону - 70 песо с человека.

Напомню о том, что актуально в подобных археологических зонах Мексики: важно взять с собой достаточно воды, и хотя Паленке находится в Чиапасе, где не бывает таких сильных засух, как на Юкатане, тем не менее, в джунглях душно, и вы теряете запасы воды едва ли не быстрее, чем на открытом палящем солнце при жаре более 30.

Паленке – достаточно большая археологическая зона, и если вы хотите обойти ее целиком, то, возможно, стоит взять с собой и что-то для перекуса – вы можете там провести 3-4 и даже более часов, особенно если приплюсовать музей.

Не доезжая входа в археологическую зону будет вход в эко-парк, по сути – кусок джунглей, по которыми протоптана тропинка. Там можно увидеть небольшой водопад, если захочется – искупаться в речке, но самое интересное – тесно пообщаться с обезьянами-ревунами, рассмотреть которых порой непросто, зато слышно их за сотни метров.

Помнится, когда мы шли по той тропинке и вполне отчетливо слышали громкий рев, а при этом было совершенно не видно – откуда, жена усомнилась: «может, не пойдем»? Но мое обычное «надо, Федя, надо» привело нас на точку, где несмотря на высоту деревьев, мы таки узрели источник рева.

Сделать нормальные фото при такой высоте и таком свете было практически нереально, но зато хоть послушать

Впрочем, этот парк мы посетили после руин Паленке, и основной рассказ – именно о них.

Руины маянского города Паленке: загадка на загадке

Сложно сказать, когда точно был основан Паленке, но общие данные археологов говорят о периоде существования города с III по IX вв н.э. Основные постройки датируются 600-800 годами н.э. Паленке во многом связан с деятельностью царя Пакаля, одного из масштабных строителей и воителей майя тех времен. Его могила находится там же, однако доступ к ней воспрещен, а многие артефакты Паленке перенесены в археологический музей в Мехико.

Почему погиб Паленке – такая же загадка, как Ушмаль или Чичен-Ица , одни гадания. Вряд ли, конечно, можно грешить на засуху: Чиапас – отнюдь не засушливая часть Мексики, однако, исход майя из городов и гибель значительной части цивилизации происходили примерно в те же периоды, в какие опустели и города на Юкатане.

Грешат на соседние племена, и возможно, так оно и было. А возможно, было что-то еще, что эффектом домино прокатилось по всем городам майя не только на Юкатане и в Чиапасе, но и по тем, что находятся на территории современной Гватемалы и Гондураса.

Можно ли разгадать эту загадку – спорный вопрос, однако некоторые вещи в Паленке ставят под большое сомнение официальные версии историков.

Для начала, майя якобы не знали колеса. И археологи действительно не обнаружили устройств, которые использовали бы колесо – ни телег, ни каких бы то ни было подъемных механизмов (из-за чего возникало немало споров, как они могли без всяких подобных приспособлений затаскивать на гору камни огромного размера, и конкретных ответов на этот вопрос так и не было найдено, а эксперименты добровольцев, пытавшихся вручную скопом затащить такого же размера камень на нужную высоту с помощью одних только веревок и бревен, потерпели
поражение).

Однако при этом мы видим какие-то каменные круги (причем, аналогичный есть в Эк-Баламе и не только), и видим отверстия в стене, которые сложно выпилить вручную. У меня не было возможности влезть на стену, но невооруженным глазом было видно, что отверстия очень ровные.

Как-то некие умельцы пытались повторить попытку воспроизвести технологии древних пропилов с помощью медной круговой пилы и абразивов. Получилось, в общем, сходно, но математической точности все равно не получилось. И как она получится с вручную изготовленными инструментами? А меж тем, многие древние артефакты отличаются именно математической точностью…

Особую загадку для многих представляет крышка саркофага царя Пакаля, на которой изображен так называемый «космонавт». Почему космонавт – потому что для современного человека он вполне может напоминать пилота, управляющего космическим кораблем. Эту гипотезу активно разрабатывал Эрих фон Дэникен, если она кому интересна – можно поискать источники.

Другие версии крутились больше вокруг символического спуска в Шибальбу (царство мертвых), но тут нет таких уж сильных противоречий с гипотезой Дэникена, так как боги в культуре майя связывались так же и с космосом, а Шибальба не всегда однозначно трактовалась как именно подземный мир.

Символика множества планет, изображенных на крышке саркофага, говорит об очевидной связи сюжета с космосом…

Что в реальности делал этот человек в такой позе и конкретно где – так никто и не понимает пока. Но если вглядеться, то действительно складывается ощущение, что как минимум человек управляет неким устройством, техническим средством. И это явно не тянет на картину «дикие люди в джунглях живут натуральным хозяйством и даже колеса не знают».

Хотя лично я не верю в то, что именно Пакаль взял вдруг и полетел в космос.

Моя версия более скромная – скорее всего, древние майя знали тех, кто располагал такой техникой. Как много и долго они с ними контактировали – вопрос большой, но хотя бы кто-то мог видеть какие-то технические достижения, а потом уже вольно интерпретировать их. И, возможно, изображение на крышке саркофага действительно символическое, но это больше напоминает мне мечту Пакаля о том, чтобы стать равным богам и улететь к звездам….

О чем я думал после посещения Паленке

Не скажу, что на меня свалилось какое-то масштабное откровение. Дело было в другом – я почувствовал цикличность времен в Паленке как нигде. Чем больше я вообще посещаю подобные древние места, и в особенности – связанные именно с цивилизацией майя, тем больше я проникаюсь идеей того, что история нашей цивилизации – это лишь один из циклов времен.

Я практически уверен в том, что тот кусок истории, который мы себе воображаем отрезком прогрессивного развития человечества – он просто следующий в ряду. Была одна, другая, третья цивилизация… Кто знает, сколько их было? И кто
знает, какие мы по счету? Кто знает, что реально было до того, как появился первый известный нашей цивилизации человек?

Да и был ли он именно первым? В теории Дарвина тоже очень немало белых пятен, и весь путь человека от примата не прослеживается так четко, как хотелось бы сторонникам эволюционной теории. К тому же, в человеческом организме немало несуразностей, которые эволюционисты тщились объяснить логически, но, почитав некоторые их труды, я отчетливо почувствовал то самое, что называют
фразой «притянуть за уши»….

Но вот что на самом деле для меня важно. В мире очень много разной информации, гипотез, фактов, теорий, объяснений. Однако, ни одно не может описать развитие человечества целиком, да что уж человечество – даже какой-то недуг человеческого организма объясняется с точки зрения совершенно разных подходов и теорий.

При этом каждый пользуется той системой знаний, которую он может объять, в которую он в состоянии проникнуть.

Простой пример. Если вы верите в эв
олюционную теорию – вы именно верите. Потому что доказательств твердых у вас нет. Даже если вы верите археологам, вы верите им на слово – не вы же сами откопали останки, провели анализы, восстанавливали всю цепочку… Да и при этом факты вам тоже предоставляют избирательно – интерпретируют далеко не все факты, а только те, которые более или менее укладываются в теорию.

Вы верите авторитетам, верите теории, верите доказательствам (хотя они могут быть далеко не полны), и при этом вы не готовы слушать контраргументы, особенно когда ваше мнение сложилось. Почему одно знание вы принимаете, а другое – нет?

И вот после Паленке эта мысль оформилась у меня вполне твердо: мы знаем совсем иным местом в себе. Не наукой, не доказательствами, не информацией и не фактами. Факты, способы исследования, способы мышления – все это проходит через фильтр нашего
сознания.

Поэтому одно мы видим, другое – нет, или то, что видят другие, кажется нам очень узким и не описывающим все явление. Однако, когда мы говорим об этом, то далеко не все могут вообще понять, о какой широте восприятия идет речь…

У меня нет ответов от имени истины. Я лишь понимаю, что тот, кто видит подобное знание – будет видеть и дальше, развивать, исследовать именно его, а те, кто не видит, будут отвергать его как фантазию или даже вообще не интересоваться такими вопросами.

И каждый будет идти своим путем…

А в заключение я предлагаю посмотреть еще один фильм А.Склярова, как раз посвященный именно Паленке.