Индийский океан поглотил Airbus. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии Происшествия с Airbus A310

» (компьютерная реконструкция)

Общие сведения Дата Характер

Падение с эшелона

Причина

Посторонние в кабине экипажа, не изученные особенности приборов самолета

Место Погибшие Воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт вылета Пункт назначения Бортовой номер Пассажиры Экипаж Выживших

Обломки фюзеляжа A310 - фрагмент надписи «AEROFLOT»

Авиакатастрофа рейса SU593 произошла 22 марта 1994 года под Междуреченском в Кемеровской области . В результате падения самолета A310 авиакомпании «Аэрофлот » погибли все 75 человек, находившиеся на борту.

Главной причиной катастрофы была недопустимая ситуация, при которой командир воздушного судна посадил за штурвал авиалайнера своего пятнадцатилетнего сына, чьи непредумышленные действия привели к частичному отключению автопилота. Второстепенными причинами были недокументированное поведение автопилота , и отсутствие, на тот момент, в программе подготовки экипажа правил принятия решений в подобных ситуациях.

Экипаж

Рейс

Рейс 593 выполнялся на самолете Airbus A310-304 (F-OGQS «М. Глинка») из московского аэропорта Шереметьево (SVO) в аэропорт Каитак , Гонконг (HKG). Командир экипажа Ярослав Кудринский взял на борт двоих своих детей - дочь Яну и сына Эльдара . Когда самолет пролетал в районе Новокузнецка , Кудринский в нарушение устава позволил сначала дочери, а затем сыну сесть в кресло командира корабля. Это обстоятельство было проигнорировано другими членами экипажа.

Катастрофа

Прежде чем позволить детям занять командирское кресло, Кудринский включил автопилот . Дочь командира не пыталась предпринимать никаких действий по управлению самолётом. После неё за штурвал сел сын капитана, 15-летний Эльдар Кудринский. Подросток держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону, что не могло привести к отключению автопилота «пересиливанием». Однако в конце концов, Эльдар приложил к штурвалу усилие в 8-10 кг в течение 30 секунд, что привело к частичному отключению автопилота , который перестал подавать команды на элероны , что, в свою очередь, вызвало неуправляемый крен в правую сторону. До этого данная особенность автопилота А310 была неизвестна экипажу . Сработала световая сигнализация отключения режима, однако экипаж этого не заметил, так как конструктивной особенностью A310 является отсутствие звуковой сигнализации отключения автопилота.

Первым крен самолёта заметил Эльдар и сообщил об этом отцу. Однако оба профессиональных пилота несколько секунд не могли понять причину нештатного поведения самолёта. Поскольку путевая линия на экране сменилась на круг, второй пилот предположил, что самолёт вошёл в «зону ожидания», то есть описывает круги большого диаметра - рисунок полёта, применяемый во время ожидания разрешения на посадку.

Самолет кренился вправо со скоростью около 1,5° в секунду, и вскоре правый крен достиг 45°, что выше допустимого предела. Это вызвало значительные положительные перегрузки (4,8 g). Когда члены экипажа заметили, что автопилот отключён, они попытались вновь занять свои места.

Вопреки инструкциям, второй пилот в отсутствие командира в своём кресле, отодвинул своё кресло до упора назад, что долго не позволяло ему занять рабочее положение из-за возникших перегрузок. Командир воздушного судна из-за сильных перегрузок и большого угла крена долго не мог попасть в своё кресло.

Положение сильно осложнялось тем, что в левом кресле по-прежнему находился единственный человек, имевший физическую возможность управлять самолётом - 15-летний сын командира, получавший и пытавшийся выполнять разнообразные, непоследовательные и противоречивые команды отца, второго пилота и находившегося в кабине третьего взрослого - друга семьи командира экипажа, также пилота, летевшего тем же рейсом и пришедшего в кабину пилотов вместе с детьми. По данным анализа звуковой дорожки «чёрного ящика», попытки Эльдара исправить положение сильно затруднялись незнанием пилотского жаргона. В качестве примера приводилась команда «Держи штурвал!», которую мальчик принял за команду удерживать штурвал в крайнем правом положении, в то время, как пилоты имели в виду команду на выравнивание самолёта.

Тем временем крен достиг уже 90°, и самолет начал терять высоту. С целью не допустить дальнейшего снижения, автопилот (выключен был только автомат крена) увеличил угол тангажа до такой степени, что самолёт стал быстро терять скорость и перешёл в сваливание . Второй пилот полностью отключил автомат и сумел вывести самолет из сваливания путём опускания носа. Перегрузка уменьшилась, и командир наконец сумел вытащить сына из своего кресла и занять рабочее место. Пилоты вывели самолёт в нормальный режим полёта, но не смогли вовремя распознать своё пространственное положение. Пролетая над сопкой на малой высоте самолёт зацепился за кромки деревьев и рухнул в лес неподалёку от посёлка Малый Майзас примерно в 20 километрах юго-восточнее Междуреченска.

Последствия авиакатастрофы

В ходе расследования, проведённого совместно Аэрофлотом и Airbus, были внесены изменения в документацию самолёта и план подготовки пилотов Аэрофлота. В частности, теперь в руководстве по лётной эксплуатации на сайте airdisaster.ru

  • Акт по результатам расследования катастрофы самолета A310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994г. в районе г.Междуреченска
  • Авиакатастрофа A310 под Междуреченском – катастрофа, произошедшая в ночь с 22 на 23 марта 1994 года с авиалайнером Airbus A310-308 авиакомпании Аэрофлот. Из-за ребенка, случайно выключившего автопилот и взявшего управление, самолет вошел в штопор и разбился неподалеку от Междуреченска. Погибли все 75 человек, находившиеся на борту.

    События

    22 марта 1994 года в 20:39 по местному времени авиалайнер Airbus A310 компании Аэрофлот взлетел с полосы московского аэропорта Шереметьево и взял курс на Гонконг. 63 взятых на борт пассажиров ни о чем могли не волноваться: А310 с присвоенным именем М. Глинка был одним из первых новых европейских самолетов, поставленных в парк Аэрофлота всего пару лет назад, самолет управлялся опытными пилотами, а в салоне работало 9 бортпроводников.

    Полет проходил нормально и, спустя 3,5 часа после взлета командир экипажа позвал в кабину пилотов двух своих детей: дочь Яну и сына Эльдара. Когда самолет пролетал в районе Новокузнецка, он позволил сначала дочери, а затем сыну сесть в кресло командира корабля. Кроме того, в кабине находился друг семьи, также пилот «Аэрофлота», летевший тем же рейсом в качестве пассажира.

    Прежде чем позволить детям занять командирское кресло, командир включил автопилот. Сначала за штурвал села дочь командира, 13-летняя Яна Кудринская. Она не пыталась предпринимать никаких действий по управлению самолётом. После неё за штурвал сел сын капитана, 15-летний Эльдар. Подросток держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону. Это не беспокоило экипаж, так как самолет был под контролем автопилота. Однако, в конце концов Эльдар приложил к штурвалу усилие в 8-10 кг в течение 30 секунд, что привело к частичному отключению автопилота, который перестал подавать команды на элероны – об этой особенности автопилота экипаж не знал. Так же пилоты не заметили световую индикацию, а звукового сигнала не было.

    Первым крен самолёта заметил Эльдар и сообщил об этом. Однако оба профессиональных пилота несколько секунд не могли понять причину нештатного поведения самолёта.

    Самолёт кренился вправо со скоростью около 1,5° в секунду, и вскоре правый крен достиг 45°, что выше допустимого предела. Когда члены экипажа заметили, что автопилот отключён, они попытались вновь занять свои места.

    Второй пилот, расслабившись, сильно отодвинул свое кресло назад и в критический момент из-за перегрузок не мог вернуться на место. Командир так же из-за перегрузок не мог сесть в свое кресло. В итоге, в условиях сильной потери высоты с креном единственным человеком, управлявшим самолетом был 15-летний мальчик. Его еще больше запутало то, что он слышал множество команд от троих человек при этом зачастую не понимая пилотского жаргона.

    Тем временем крен достиг уже 90°, и самолёт начал терять высоту. С целью не допустить дальнейшего снижения автопилот увеличил угол тангажа до такой степени, что самолёт стал быстро терять скорость и перешёл в сваливание. Второй пилот полностью отключил автомат и сумел вывести самолёт из сваливания путём опускания носа. Перегрузка уменьшилась, и командир, наконец, сумел вытащить сына из своего кресла и занять рабочее место. Пилоты вывели самолёт в нормальный режим полёта, но не смогли вовремя распознать своё пространственное положение.

    Авиалайнер Airbus A310 с 75 людьми на борту задел кромки деревьев и рухнул в лес неподалеку от Междуреченска. Никто не выжил.

    Расследование авиакатастрофы

    Поисково-спасательные работы на месте катастрофы велись довольно долго: останки пассажиров и обломки самолета оказались разбросанными в радиусе 2 км. Позже найденные части самолёта перевезли в ангар авиационного предприятия Новокузнецкого аэропорта, где их крепили к каркасу согласно форме самолета. Там же изучением обстоятельств катастрофы занялись представители Аэрофлота и Airbus.

    Первые версии причин катастрофы казались экзотическими: самолет либо столкнулся с естественным небесным телом, либо стал жертвой НЛО. Предположения эти строились на том, что авиалайнер летел на высоте 10100 метров, четко выдерживал все заданные параметры полета, никаких аварийных сигналов экипаж не подавал, информации об отказе каких-либо приборов не поступало, самолетом управлял опытный экипаж. Позже прошли слухи о якобы имевшем месте теракте и разгерметизации самолёта, которая и вызвала мгновенную смерть экипажа и пассажиров.

    Председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Владимир Кофман несколько лет спустя признался: «Случай беспрецедентный. У нас тогда, как говорится, не хватало ни совести, ни смелости заявить, что самолет погубил ребенок. Но запись на речевом самописце и дальнейшее расследование, которое длилось целый год, показали, что другие варианты исключены. После этого случая журналисты хором заговорили о «вине пилота», «человеческом факторе» в вопросах аварийности и прочем. А мы задумались о другом — о роли второго пилота. Ведь детей за штурвал сажали и раньше. По сути, ничего страшного нет, если пацан сидит в пилотском кресле, пока лайнером управляет автопилот. Вопрос в другом: а что делал напарник - «технический резерв» счастливого отца, пока тот занимался сыном? Вместо того чтобы следить за приборами и в случае чего быстро взять управление на себя, он отошел в угол кабины снимать Эльдара на видеокамеру. И пропустил тот момент, когда мальчик перевел аэробус на ручное управление и не заметил глубокого крена, в который ушел самолет. Когда пилоты спохватились, было уже поздно… ».

    Последствия

    Были внесены изменения в документацию самолёта и план подготовки пилотов «Аэрофлота». В частности, теперь в руководстве по лётной эксплуатации всех Airbus A310 внесён пункт о самопроизвольном отключении автоматического управления элеронами при приложении к штурвалу усилия более 10 кг в течение 30 или более секунд. При полётах на тренажёрах, выполненных российским пилотом-инструктором Владимиром Бирюковым совместно с пилотами-испытателями «Airbus», выяснилось, что если бы оба пилота не смогли бы дотянуться до органов управления, то автоматическая система управления смогла бы быстро восстановить прямолинейный безопасный полёт

    Расшифровка переговоров

    Самолёт пролетает над Новокузнецком. За штурвал садится дочь командира Яна.

    Второй пилот: Новокузнецк, «Аэрофлот» 593-й, проходим вашу точку на эшелоне 10100.
    КВС: Ну, Яна, будешь пилотировать?
    Яна: Нет!
    КВС: На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!..
    Яна: Пап, а это можно крутить?
    КВС: Новокузнецк слева видишь?
    Яна: Мы так низко летим?
    КВС: Десять тысяч сто метров.
    Яна: Это много, да?
    КВС: Много…

    Яна покидает кресло командира.

    КВС: Подожди, не торопись…
    Яна: Я и так осторожно…

    В кресло командира садится сын Эльдар.

    Макаров: Снимается летчик.
    Эльдар: Снимаешь?
    Макаров: Снимаю.
    Эльдар: Это крутить можно?
    КВС: Да! Если крутить влево, куда самолет пойдет?
    Эльдар: Влево!
    КВС: Поворачивай! Влево крути!
    Эльдар: Здорово!
    КВС: Влево идет самолет?
    Эльдар: Идет.

    Проходит 4 минуты.

    Эльдар: А чего это он поворачивается?
    КВС: Сам поворачивается?
    Эльдар: Да.
    КВС: Держи штурвал!
    Второй пилот: Скорость!
    КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево! Земля вот! Эльдар, выходи! Вылезай, Эльдар! Выходи! Выходи! Выходи! Выходи! Выходи, говорю! Полный газ!
    Второй пилот: Дал газ!
    КВС: Полный газ!
    Второй пилот: Дал!
    КВС: Газ полный!
    Второй пилот: Скорость большая очень!
    КВС: Так! Выходим! Вправо! Вправо ножку! Убери газы!
    Второй пилот: Прибрал!
    КВС: Потихо-о-о-нечку!
    Второй пилот: Бл…ь, опять!
    КВС: Вправо не крути! Сейчас выйдем! Все нормально! Потихоньку на себя, потихоньку! Потихоньку, говорю!
    Короткий треск.
    Конец записи.

    Статистика авиакатастроф - вещь скучная: чаще всего самолеты гибнут от столкновения с землей, а приводит к этому человеческий фактор. Но за сухим перечислением причин и фактов может скрываться цепочка непредсказуемых событий. Так случилось 23 года назад, когда в России потерпел крушение один из первых появившихся в нашей стране самолетов Airbus A310.

    В ночь с 22 на 23 марта 1994 года жители Междуреченска (Кемеровская область) услышали взрыв. В это же время с радаров новокузнецкого аэропорта исчез борт номер SU593, совершавший рейс Москва - Гонконг. Диспетчеры в недоумении: экипаж не подавал сигналов бедствия и не сообщал о проблемах, он просто перестал отвечать на запросы наземных служб. Исчезновение самолета и молчание летчиков - в таких случаях сразу поднимается тревога и подключается поисково-спасательная служба. Вот и на этот раз из Новосибирска в район Междуреченска немедленно отправляется самолет Ан-12 войск ПВО, а из Новокузнецка - вертолет Ми-8 МГА. Спасателей опередил местный житель - через полтора часа он обнаружил разбившийся самолет в районе населенного пункта Майзас (10 км юго-восточнее города Междуреченска). Эту информацию вскоре подтверждает и командир вертолета: с воздуха видны горящие обломки аэробуса, разбросанные в радиусе 2 километров.

    Первое ощущение на подходе - сильнейший запах керосина. Похоже, самолет буквально разбился вдребезги. Мельчайшие осколки разбросаны по склону холма лентой стометровой ширины, тянущейся примерно на полкилометра. Самый крупный обломок правого борта, который я видел, три на четыре метра. Почти все, что осталось от людей, сильно вдавлено в снег. Видны где-то руки, где-то ноги, где-то спины… Многие пассажиры так и остались сидеть, привязанные ремнями к креслу. Среди погибших спасателям удалось отыскать двух детей, летевших на этом рейсе. Один из членов экипажа решил взять их с собой в отпуск, показать Гонконг.

    На борту самолёта находились 63 пассажира и 12 членов экипажа, все 75 человек погибли. С первых же минут расследования катастрофа начала обрастать домыслами и версиями. Среди них встречались и вовсе фантастические: самолёт столкнулся с небесным телом или стал жертвой НЛО. Позже пошли слухи о теракте и разгерметизации самолёта, которая и вызвала мгновенную смерть экипажа и пассажиров. А спасатели отмечают некую странность - тело одного из подростков почему-то находится в кабине пилотов. Сначала эксперты предположили, что его забросило туда в момент катастрофы. Но расшифровка записей речевого самописца направила расследование совершенно в другое русло. Начиналась она словами: «Садись в мое кресло!» Дальнейшие переговоры не оставили сомнений: за штурвалом самолета находился ребенок.


    Информационные агентства, имеющие источники в следственных органах, немедленно обнародовали шокирующую информацию. Однако все компетентные лица в один голос заявляли: это не может быть правдой. Только через год эксперты были вынуждены признать: одной из причин катастрофы действительно стали действия подростка, оказавшегося за штурвалом.

    У нас тогда, как говорится, не хватало ни совести, ни смелости заявить, что самолёт погубил ребёнок. Но запись на речевом самописце и дальнейшее расследование, которое длилось целый год, показали, что другие варианты исключены.

    Но были и другие факторы. Чтобы исследовать каждый из них, специалистам потребовался год. Им пришлось вернуться к моменту вылета злополучного рейса из Москвы и проследить путь самолета и действия экипажа буквально поминутно.


    Итак, 22 марта 1994 года рейс SU593 Москва - Гонконг вылетел из Шереметьево. А310, получивший имя « Глинка» , был куплен « Аэрофлотом» в 1992 году вместе с первой партией самолетов иностранного производства. На их базе крупнейшая российская авиакомпания создала престижное подразделение международных перевозок. А310 летали только за границу, и для этих рейсов набирались пилоты высшего класса. Летчики должны были иметь безупречную репутацию, не менее 1000 часов налета и свободно говорить по-английски. Все пилоты А310 прошли проверку и подготовку в компании Airbus Industry. Более того, из 3000 летчиков « Аэрофлота» на обучение послали самых лучших - всего 16 человек. В их числе был и сменный КВС (командир воздушного судна) гонконгского рейса Ярослав Кудринский.

    Ru.wikipedia.org

    22 марта он делит кабину с очень опытным экипажем. Это командир воздушного судна (КВС) Андрей Данилов, на счету которого почти 10 тысяч часов налета, более 950 из них - на Airbus A310. И второй пилот - Игорь Пискарев, чей стаж чуть меньше. Он налетал 5885 часов, в качестве КВС управлял самолётом Ту-134, за штурвал Airbus A310 пересел в октябре 1993 года. Сам же Ярослав Кудринский стал командиром Airbus A310 в ноябре 1992-го. До этого управлял самолётами Як-40, Ан-12 и Ил-76. Налетал свыше 8940 часов, 907 из них на Airbus A310. Аэробус оснащен автопилотом, способным управлять самолетом на протяжении полета. Казалось бы, безопасный перелет гарантирован.

    Youtube.com

    Семья Кудринских, 80-е годы. Кадр из документального фильма National Geographic «Ребенок за штурвалом самолета. Расследование авиакатастроф»

    В числе пассажиров - дети Ярослава Кудринского, 13-летняя Яна и 15-летний Эльдар. Один раз в году «Аэрофлот» предоставлял семьям пилотов право льготного перелета. Капитан Кудринский решил свозить детей на четыре дня в Гонконг. Для подростков это было первое заграничное путешествие.

    Bingapis.com

    Незаметно прошли три с половиной часа полета. Андрей Данилов вывел лайнер из загруженной московской воздушной зоны и, передав управление Ярославу Кудринскому, ушел отдыхать в салон - ему предстоял обратный утренний рейс из Гонконга в Москву. Airbus А310 оставил позади Новосибирск и миновал почти половину 10-часового пути, когда капитан Кудринский предложил детям посидеть в кресле пилота. В это время самый технически совершенный самолет «Аэрофлота» шел на автопилоте.

    Pretich.ru

    Первой в кабине летчиков оказыватся Яна. Девочка не проявляет большого интереса к управлению самолетом, однако по совету отца кладет руки на штурвал. В это время Кудринский поворачивает переключатель управления автопилота на 15 градусов, что позволяет ему, не отключая автопилот, отклонить самолёт немного влево, что немедлено отображает специальный прибор - авиагоризонт. Небольшие, до 15 градусов, отклонения курса можно не заметить визуально, но авиагоризонт улавливает все отклонения самолёта и показывает их на своём мониторе. Яна чувствует самопроизвольное движение штурвала и тут же понимает, что самолет повернул отец. Девочка говорит ему об этом и покидает кресло. Капитан Кудринский возвращает самолёт на прежний курс.

    Mega.politiqa.ru

    Яну сменяет Эльдар. В отличие от сестры, он берет в руки штурвал с нескрываемым интересом и тут же спрашивает у отца, можно ли ему тоже повернуть. Кудринский-старший разрешает и велит сыну внимательнее смотреть за горизонтом. Эльдар пытается повернуть штурвал влево и замечает, что тот довольно туго поддаётся, совсем не так, как это было, когда в кресле пилота сидела Яна. Подросток налегает сильнее, но не может изменить курс - автопилот удерживает самолет в заданном направлении, но Эльдар об этом не знает. Тогда КВС применяет тот же прием - он снова переключает курс автопилота на 15 градусов влево, используя всё тот же переключатель. Штурвал у Эльдара в руках без особых усилий плавно поворачивался влево.

    Linkis.com

    Как и в прошлый раз, Ярослав Кудринский возвращает курс автопилота на нормальный режим, тем самым прекращая поворот лайнера и иллюзию управления самолётом у Эльдара. Затем он включает прежний навигационный режим, который дает задание автопилоту вернуть самолёт курсом на Гонконг. Штурвал снова становится неподатливым, но Эльдар продолжает поворачивать его влево. Потом наклоняет чуть вправо, наслаждаясь ролью пилота. Так проходит чуть больше трех минут. В какой-то момент подросток качнул штурвал сильнее, чем обычно, и автопилот, приняв это за команду пилота, отключился. С этого момента огромный лайнер начинает подчиняться ребенку, но этого пока никто не замечает. Сработала световая сигнализация отключения режима автопилота, но экипаж не обратил на это внимания. Летчики не знали о конструктивной особености A310: автопилот этого лайнера отключается беззвучно. Первым беду заметил Эльдар: он увидел, что на приборе линия горизонта сильно поднимается вправо. Крен увеличивался с каждой секундой, и пока пилоты пытались понять, в чем дело, достиг 45 градусов - это больше предельно допустимых значений для А310. Кроме того, на экране бортового компьютера вместо линии, показывающей траекторию полета самолета, появляется дуга. Обычно так бывает, когда лайнер готовится к посадке и входит в зону ожидания над аэропортом.

    Youtube.com

    Аэробус идет по дуге на скорости 650 км/час с сильным креном. Центробежная сила, порожденная движением самолета, вдавливает всех в кресла - ее воздействие вдвое превышает вес человека. Испуганные пассажиры понимают крик, у стюартов с тележек падают бутылки с минеральной водой и другие мелкие вещи. В салоне просыпается КВС Данилов, понимает, что лайнером что-то не так, пытается встать и пройти в кабину, но перегрузки не дают ему это сделать. Кудринский-старший тоже не может занять кресло пилота - центробежная сила приковывает его к боковой панели. Второй пилот Игорь Пискарев стремится взять на себя управление и вручную вывести лайнер из опасного положения. Но еще до отключения автопилота он отодвинул своё кресло до упора назад и теперь не может занять рабочее положение из-за возникших перегрузок. Рывком ему удается дотянуться до штурвала и захватить его одной рукой. Летчик с силой поворачивает штурвальную колонку до отказа влево, но самолёт не реагирует. Он движется по крутой спирали, теряя высоту. Единственный, кто держит штурвал, - это 15-летний Эльдар. Летчикам остается только одно: попытаться объяснить ребенку, что делать.

    КВС: Держи! Держи штурвал, держи!

    2-й пилот: Скорость!

    2-й пилот: В обратную сторону! В обратную! Обратно!

    КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!

    Эльдар: Вправо? Ты не видишь, что ли?

    Но и это оказалось невозможно: Эльдар не понимает жаргона пилотов. Например, команду «Держи штурвал!», мальчик принимает за приказ удерживать его в крайнем правом положении, в то время как пилоты имели в виду выравнивание самолёта. Лайнер входит в глубокое пике, и теперь он несется к земле со скоростью 200 метров в секунду. На несколько секунд перегрузка, вызванная центробежной силой, сменяется почти полной невесомостью, и всё, что было не закреплено в салоне и кабине, в том числе пассажиры, оказывается под потолком.

    Youtube.com

    Пискареву наконец удается рвануть штурвал на себя. Лайнер свечкой уходит в небо - второй пилот слишком сильно задрал нос самолета. Снова перегрузка, на этот раз 4-кратная. Самолет слишком круто летит вверх, мощности двигателей начинает не хватать. Лайнер словно зависает в воздухе. Этим моментом пользуется Ярослав Кудринский - ему удается занять место пилота. Но самолет снова уходит в штопор и начинает падение с высоты 6 тысяч метров. КВС и второй пилот продолжают попытки спасти лайнер. При помощи руля Кудринскому почти удается остановить вращение самолета. А310 выходит из штопора, но пилоты не знают наверняка, сколько высоты потеряли.

    КВС: Газ полный!

    2 пилот: Скорость большая очень!

    КВС: Так, всё, выходим, выходим. Вправо! Большая скорость. Убери газы!

    2 пилот: Прибрал!

    КВС: Потихо-о-о-нечку!

    КВС: Сейчас выйдем! Всё нормально! Потихоньку на себя. Потихоньку. Потихоньку, говорю!

    Столкновение самолёта с землёй.

    Тела 22 пассажиров аэробуса так и не удалось опознать. По решению российских властей их кремировали всех вместе. Между тем расследование катастрофы продолжалось, и экспертами приходилось работать в непростых условиях. Это был прецедент, первый случай, когда самолет иностранного производства потерпел кататстрофу, выполняя рейс российской авиакомпании. « Аэрофлот» и Airbus Industry пытались смягчить удар по своей репутации - адвокаты каждой из сторон работали весьма активно, и следователям было нелегко выдержать баланс.

    Airdisaster.ru

    Расследование подтвердило, что в момент начала катастрофы автопилот был включен. А значит, даже при том, что в кабине находились дети, самолет должен был следовать своим курсом. И главный вопрос, на который предстояло ответить экспертам: что же произошло, когда за штурвал сел Эльдар? Как показала расшифровка самописцев, Эльдар, в отличие от сестры, пытался повернуть штурвал раньше, чем отец даст команду автопилоту повернуть самолет. Штурвал не поддавался, и подросток приложил некоторое усилие. Именно это действие и привело к частичному отключению автопилота.

    Сepolina.com

    Тут надо сделать небольшое отступление. Автопилот - это бортовой компьютер самолета, управляющей его высотой, скоростью и курсом. Высота и курс задаются тремя инструментами: рулем, отвечающим за повороты вправо-влево, рулем высоты и элеронами - элементами, определяющими крен самолета. Эти аэродинамические органы управления лайнером выглядят как подвижаня часть задней кромки крыла. Действия Эльдара привели к отключению автопилота именно от управления элеронами. Фактически за две с половиной минуты до трагедии рули крена оказались в руках подростка и начали откликаться на все его действия.

    Особенность этого самолета в том, что у него нет звукового сигнала отключения автопилота, а на русских самолетах он есть. Позволяя сыну сесть за штурвал - хоть это и является нарушением - командир лайнера был уверен, что в случае чего экипаж услышит сигнал и обнаружит отключение автопилота. Но на А310 этот сигнал подает одна маленькая лампочка, и пилоты могли этого не знать.

    Была еще одна причина, по которой экипаж не понимал, что происходит: на панели приборов было показано, что автопилот включен - ведь прибор контролировал все остальные параметры полета. Когда Эльдар заметил крен на искусственном горизонте, самолет можно было выровнять. Но тут пилотов отвлекает ложная зона ожидания - ведь Кудринский вернул самолет на заданный курс. Пока они пытаются понять, в чем дело, самолет переходит в критический крен. Он не может лететь в таком состоянии и начинает терять высоту.

    Airdisaster.ru

    Можно ли было спасти самолет? Чтобы ответить на этот вопрос, экспертам пришлось смоделировать катастрофу на симуляторе, который находился на предприятии Airbus Industry во Франции. Как показала модификация, пилоты перестарались, выводя самолет из пике. Все, что им нужно было сделать, - отпусть штурвал, и тогда самолет не взмыл бы вертикально в небо. А310 имеет встроенный механизм самосохранения, который не даст ему свалиться даже на очень маленькой скорости. Похоже, несмотря на пройденную подготвоку, пилоты этого не знали. Как показали полеты на тренажере, проведенные Владимиром Бирюковым совместно с испытателями Airbus, если бы оба пилота так и не смогли дотянуться до штурвалов, автоматическая система управления самостоятельно восстановила бы безопасный полёт .

    Loveniza.blogspot.ru

    То, что самолетом управлял 15-летний подросток, оказалось не единственной причиной катастрофы. Выводы, сделанные Владимиром Бирюковым, продемонстрировали недостаточную подготовку пилотов к полетам на А310. Даже люди, прошедшие специальное обучение, не знали, что автопилот может отключаться частично, и не поняли, что самолет был переведен у режим ручного управления элеронами. Эта особенность А310 сохраняется и теперь, она позволяет пилотам изменять отдельные параметры полета. Но современных летчиков о ней обязательно предупреждают.

    Sunpics.ru

    После расследования были внесены изменения в документацию самолёта и план подготовки пилотов «Аэрофлота» . В частности , теперь в руководство по эксплуатации всех Airbus A310 внесён пункт о самопроизвольном отключении автоматического управления элеронами при приложении к штурвалу усилия более 10 кг в течение 30 или более секунд .

    Экипаж « Глинки» похоронен на Митинском кладбище рядом с пожарными, тушившими Чернобыльскую АЭС. Могила Яны и Эльдара находится рядом с отцовской.

    • О расследовании катастрофы рейса 593 каналом National Geographic cнят фильм « Ребенок за штурвалом авиалайнера», который показан в 3-м сезоне документального телесериала « Расследования авиакатастроф» .
    • 11 апреля того же 1994 года в США разбился самолет. На месте пилота сидела восьмилетняя девочка; рядом - пилот-инструктор и отец.


    22 марта 1994 года в районе Междуреченска (Кемеровская область) в 20 час. 58 мин. потерпел катастрофу и разбился аэробус А-310, принадлежавший авиакомпании «Российские авиалинии» и совершавший рейс по маршруту Москва - Гонконг. На борту самолёта находились 63 пассажира и 12 членов экипажа. Вскрытие черных ящиков впоследствии показало, что причиной катастрофы стал человеческий фактор, плохое знание экипажем данного вида техники и грубое нарушение инструкций.

    Через 3,5 часа после взлета, командир экипажа Ярослав Кудринский позвал в кабину пилотов двух своих детей - дочь Яну и сына Эльдара, где в нарушение устава позволил сначала дочери, а затем сыну сесть в кресло командира корабля. Это обстоятельство было проигнорировано другими членами экипажа. Кроме того, в кабине находился друг семьи Кудринских - Макаров, также пилот, летевший тем же рейсом в качестве пассажира.

    Прежде чем позволить детям занять командирское кресло, Кудринский включил автопилот. Сначала в пилотском кресле побыла дочь командира, 13-летняя Яна Кудринская. Она не пыталась предпринимать никаких действий по управлению самолётом. После неё за штурвал сел сын капитана, 15-летний Эльдар Кудринский. Подросток держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону. Все воспринималось, как ра0звлечение и взрослые не контролировали подростка. В один момент парень качнул штурвал сильнее и автопилот, приняв это за команду пилота, отключился. В одну секунду самолет стал послушен подростку, который продолжал играть в летчиков.

    Сработала световая сигнализация отключения режима автопилота, однако экипаж этого не заметил, так как конструктивной особенностью A310 является отсутствие звуковой сигнализации отключения автопилота. Наклонив очередной раз рукоятку штурвала в сторону, мальчишка ввел аэробус в глубокий крен, который вскоре достиг 45 градусов и вызвало перегрузку около 5g. В первые секунды оба профессиональных пилота несколько секунд не могли понять причину нештатного поведения самолёта. А когда члены экипажа заметили, что автопилот отключён, они попытались вновь занять свои места.

    Вопреки инструкциям, второй пилот в отсутствие командира в своём кресле отодвинул своё кресло до упора назад, что долго не позволяло ему занять рабочее положение из-за возникших перегрузок. А командир воздушного судна из-за сильных перегрузок и большого угла крена долго не мог попасть в своё кресло.

    Положение сильно осложнялось тем, что в левом кресле по-прежнему находился единственный человек, имевший физическую возможность управлять самолётом - 15-летний сын командира, получавший и пытавшийся выполнять разнообразные, непоследовательные и противоречивые команды отца, второго пилота и Макарова. По данным анализа звуковой дорожки «чёрного ящика», попытки Эльдара исправить положение сильно затруднялись незнанием пилотского жаргона. В качестве примера приводилась команда «Держи штурвал!», которую мальчик принял за команду удерживать штурвал в крайнем правом положении, в то время как пилоты имели в виду команду на выравнивание самолёта.

    Тем временем крен достиг уже 90°, и самолёт начал терять высоту. С целью не допустить дальнейшего снижения автопилот (выключен был только автомат крена) увеличил угол тангажа до такой степени, что самолёт стал быстро терять скорость и перешёл в сваливание. Второй пилот полностью отключил автомат и сумел вывести самолёт из сваливания путём опускания носа. Перегрузка уменьшилась, и командир наконец сумел вытащить сына из своего кресла и занять рабочее место. Пилоты вывели самолёт в нормальный режим полёта, но не смогли вовремя распознать своё пространственное положение. Пролетая над сопкой на малой высоте, самолёт зацепился за кромки деревьев и рухнул в лес неподалёку от посёлка Малый Майзас примерно в 20 километрах юго-восточнее Междуреченска.

    Переговоры экипажа, хронология событий

    Обозначения, используемые в тексте:

    КВС - командир воздушного судна Я. В. Кудринский
    Яна - дочь командира, 1981 г.р.
    Эльдар - сын командира, 1978 г.р.
    2П - второй пилот И. В. Пискарёв
    Макаров - лётчик, летящий в Гонконг в качестве пассажира
    Э - кто-то из находящихся в кабине пилотов

    До катастрофы - около получаса. Самолёт летит на автопилоте. В кабине находятся командир воздушного судна, второй пилот и двое посторонних - дочь командира воздушного судна Яна и пассажир Макаров.

    17:43:30: КВС [обращаясь к своей дочери Яне]: Иди садись сейчас сюда, на моё кресло, хочешь?
    17:43:31: КВС покинул своё рабочее место
    17:43:34-17:43:37: Яна села в кресло КВС
    17:44:10: Яна: Пап, подними меня [Яна попросила поднять своё кресло вверх]
    2П: Новосибирск, «Аэрофлот», 593-й проходим вашу точку на эшелоне 10 100.
    17:47:06: КВС: Ну что, Яна, будешь пилотировать?
    Яна: Нет!
    КВС: На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!
    Яна: Пап, а это можно крутить?
    КВС: Новокузнецк слева видишь?
    Яна: Мы так низко летим?
    КВС: Десять тысяч сто метров.
    Яна: Это много, да?
    КВС: Много…
    Яна пытается покинуть кресло.
    КВС: Подожди, не торопись…
    Яна: Я и так осторожно…
    17:51:12: Яна покинула кресло КВС
    Появляется сын командира воздушного судна Эльдар.
    17:51:47: Макаров: Снимается счётчик.
    17:51:55: Эльдар сел в кресло КВС.
    17:52:46: Эльдар [обращаясь к Макарову]: Снимаешь?
    17:52:48: Макаров: Снимаю.
    Эльдар: Это крутить можно?
    17:54:25: КВС: Да! Если крутить влево, куда самолет пойдет?
    Эльдар: Влево!
    КВС: Поворачивай! Влево крути!
    17:54:35: КВС: Так, смотри за землёй, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути!
    Эльдар: Здорово!
    17:54:37: КВС: Пошёл, да?
    17:54:39: Эльдар повернул штурвал влево на 3..4 градуса.
    17:54:40: КВС: Влево идёт самолет?
    17:54:41: Эльдар: Идёт.
    17:54:42: КВС: Не видно, да?
    Э: < неразб>
    17:54:50: Э: Сейчас вправо пойдёт
    17:54:53: Макаров: Ты ему авиагоризонт нормально поставь.
    17:05:05: Самолёт начал крениться вправо.
    17:55:12: КВС: Что ты, Яна, хочешь?
    Яна: < неразб>
    17:55:15: КВС [обращаясь к Яне]: Зачем?
    Яна: < неразб>
    17:55:18: КВС [обращаясь к Яне]: В первом классе вы будете только спать.
    17:55:27: КВС [обращаясь к Яне]: Не бегай там, а то нас с работы выгонят.
    17:55:28: С этого времени началось незамеченное ни КВС, ни вторым пилотом, постепенное увеличение правого крена.
    17:55:36: Эльдар [про курс самолёта]: А чего он поворачивается?
    17:55:38: КВС: Сам поворачивается?
    17:55:40: Эльдар: Да.
    17:55:41: Э: А почему он поворачивается?
    17:55:42: Эльдар: Не знаю.
    17:55:45: КВС: Курс не собьёшь?
    17:55:45: Макаров: Он всё-таки зону крутит, ребята. [Макаров предположил, что самолёт уходит в зону ожидания]
    17:55:46: 2П: Мы в зону пошли, ожидания.
    17:55:48: КВС: Да?
    17:55:49: 2П: Конечно.
    17:55:50: Макаров: Ре-бя-та! [Тем самым Макаров среагировал на быстрый рост вертикальной перегрузки в самолёте]
    17:55:52: КВС: Держи! Держи штурвал, держи!
    17:55:55: 2П: Скорость!
    17:55:56: 2П: В обратную сторону.
    17:55:58: 2П: В обратную.
    17:55:59: 2П: Обратно!
    17:55:59: КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!
    17:56:06: Э: Вправо?
    17:56:08: Э: Ты не видишь, что ли?
    17:56:11: Автопилот отключился.
    17:56:14: Э: Вправо крути.
    17:56:17: КВС: Вправо!
    17:56:18: 2П: Да влево! Земля вот!
    17:56:24: КВС: Эльдар, выходи!
    17:56:26: КВС: Выползай назад.
    17:56:28: КВС: Выползай назад, Эльдар.
    17:56:30: Э: Ты видишь < неразб> нет?
    17:56:34: 2П: РУДы на малый!
    17:56:38: КВС: Выходи!
    17:56:40: Э: Выходи, Эльдар.
    17:56:41: Э: Выходи < неразб>.
    17:56:43: Э: Выходи.
    17:56:44: Э: Выходи.
    17:56:47: Э: < неразб>.
    17:56:49: Э: Выходи.
    17:56:52: Э: Выходи, говорю.
    17:56:54: 2П: Полный газ! Полный газ! Полный газ!
    17:56:55: К этому моменту КВС занял своё рабочее место.
    17:56:56: 2П: Дал газ!
    17:56:57: КВС: Полный газ!
    17:56:58: 2П: Дал!
    17:56:59: Э: < неразб>.
    17:57:00: Э: Полный газ.
    17:57:05: Э: Я дал газ, дал.
    17:57:08: Э: Какая скорость?
    17:57:09: Э: < неразб>.
    17:57:13: Э: < неразб>.
    17:57:17: Э: Так.
    17:57:23: КВС: Газ полный!
    17:57:25: 2П: Скорость большая очень!
    17:57:27: Э: Большая, да?
    17:57:28: Э: Большая.
    17:57:29: Э: Я включил.
    17:57:30: КВС: Так, всё, выходим, выходим.
    17:57:32: КВС: Вправо! Вправо ножку!
    17:57:35: КВС: Большая скорость.
    17:57:36: КВС: Убери газы!
    17:57:37: 2П: Прибрал!
    17:57:42: КВС: Потихо-о-о-нечку!
    17:57:47: 2П: Б…, опять!
    17:57:48: Э: Вправо не крути.
    17:57:50: Э: Скорость добавил.
    17:57:53: КВС: Сейчас выйдем! Всё нормально!
    17:57:55: КВС: Потихоньку на себя.
    17:57:56: КВС: Потихоньку.
    17:57:57: КВС: Потихоньку, говорю!
    17:58:01: Столкновение самолёта с землёй.

    В ходе расследования, проведённого совместно «Аэрофлотом» и «Airbus», были внесены изменения в документацию самолёта и план подготовки пилотов «Аэрофлота». А при полётах на тренажёрах, выполненных российским пилотом-инструктором Владимиром Бирюковым совместно с пилотами-испытателями «Airbus», выяснилось, что если бы оба пилота так и не смогли дотянуться до органов управления, автоматическая система управления смогла бы перехватить управление и быстро восстановить прямолинейный безопасный полёт.

    Комиссией установлено следующее:
    К началу воспроизведения магнитной записи переговоров в кабине экипажа (17:26:52) в левом пилотском кресле находился резервный КВС., а в правом пилотском кресле - второй пилот. Командир воздушного судна отдыхал в пассажирском салоне.
    С 17:40 в кабине экипажа находились КВС-пассажир и дети резервного КВС. В 17:43:31 резервный КВС покинул свое рабочее место, не передав управление самолетом второму пилоту, которое затем поочередно занимали вначале его дочь, а затем сын (в нарушение требований НПП ГА-85 п.п. 7.1.3; 7.1.4; 7.1.5).
    В интервале времени между 17:43:34 и 17:43:37 в левое кресло села Яна и в 17:44:10 попросила отца поднять кресло вверх. В 17:47:06 резервный КВС предложил дочери «попилотировать» самолет («Ну что, Яна, будешь пилотировать? Держись за штурвал, держись»). В период с 17:47:10 до 17:50:44 с помощью задатчика курса автопилота для демонстрации дочери управления воздушным судном был выполнен маневр влево с курса 111° до 102°, затем вправо до 115° с последующим (через 2 минуты 40 сек. после начала маневра) выходом самолета на заданный курс 102°. После выхода самолета на этот курс Яна в 17:51:12 освободила кресло КВС, оставшись в пилотской кабине.
    В течение 7,5 минут, когда дочь резервного КВС занимала пилотское кресло КВС, между отцом и дочерью велись разговоры, отвлекающие экипаж от контроля за параметрами полета.
    С 17:50:04 до 17:50:46 второй пилот сделал доклад диспетчерам Новосибирск-контроль и Новокузнецк-контроль о пролете Новокузнецка и о планируемом времени пролета контрольного пункта Закир в 17:59.
    В 17:51:55 левое кресло КВС занял сын резервного КВС Эльдар. резервный КВС решил продемонстрировать ему принципы пилотирования самолета путем выполнения подобного, только что показанного дочери, маневра. В 17:54:25 на просьбу сына «покрутить» штурвал резервный КВС дал разрешение и в 17:54:35 произнес: «Так, смотри за землей, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути!».
    Сын резервного КВС, начиная с 17:54:39, прилагал усилия к левому штурвалу, отклоняя его влево на 3…4° в течение 5 секунд. Автопилот при этом работал на парирование создаваемого крена отклонением правого элерона. В 17:54:44 резервный КВС включил подрежим «задатчик курса» и повернул рукоятку задатчика курса автопилота на разворот влево на величину более 15° от исходного курса 105°, что создало левый крен 21,5° и уменьшило усилия на штурвале. В 17:54:52 при левом крене 17…19° резервный КВС повернул рукоятку задатчика вправо для возвращения на исходный курс 105°. Автопилот отклонил элероны на уменьшения левого крена.
    Таким образом, в отличие от предыдущего маневра, с разрешения резервного КВС, его сын прилагал усилия к левому штурвалу, удерживая его в положении, близком к нейтральному
    Второй пилот придерживал в это время правый штурвал, возможно подстраховывая его от отклонений сыном резервного КВС – с 17:54:58 левый или правый или одновременно оба штурвала удерживались в положении 3…5° вправо.
    С 17:55:05 самолет из левого перешел в правый крен.
    Удерживание штурвалов в процессе выполнения самолетом разворотов с переменными по величине и направлению кренами привело к противодействию рулевой машине автопилота, появлению на удерживаемых штурвалах переменных по величине и направлению усилий и явилось причиной непреднамеренного несигнализируемого (инструментально) отсоединения автопилота от проводки управления элеронами, которое произошло в 17:55:25 при увеличении суммарных усилий на штурвалах до 11…13 кг.
    Как показали исследования, отсоединение автопилота от управления элеронами при удерживании штурвала (штурвалов) происходит при усилиях, меньших заявленных в Руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) и в другой нормативной документации (15…17 кг). При удерживании обоих штурвалов усилия между ними могут распределяться таким образом, что момент отсоединения может быть незамечен пилотом.
    В РЛЭ отсутствует надлежащая информация, а в программе подготовки летного состава - методика и тренировки по распознаванию отсоединения автопилота от управления по каналу крена и особенностям пилотирования самолета с отсоединенным по крену автопилотом.
    Так как в процессе пересиливания и после отсоединения автопилота штурвалы удерживались в положении, соответствующем незначительному отклонению элеронов на правый крен, самолет продолжал увеличивать крен. Увеличение крена оставалось незамеченным экипажем из-за отвлечения его внимания находящимися в кабине посторонними лицами и отсутствия на самолете световой и звуковой сигнализации об отсоединении автопилота. Более того, имеющаяся на самолете система сигнализации и после отсоединения автопилота продолжала выдавать экипажу информацию о работе его в ранее заданном режиме, хотя автопилот свою функцию по стабилизации и управлению в канале крена выполнять прекратил.
    При достижении крена 20°, в 17:55:36, элероны были дополнительно отклонены на 1,5…2° на правый крен. Установить, к какому из штурвалов были приложены усилия на дополнительное отклонение элеронов, не представилось возможным. Из-за дополнительного отклонения штурвала правый крен самолета стал увеличиваться более интенсивно, к 17:55:49 превысил его эксплуатационное ограничение - 45° и продолжал оставаться незамеченным экипажем. После достижения этого крена автопилот не мог полностью выполнять свои функции по стабилизации высоты. Самолет перешел в снижение.
    С 17:55:12 по 17:55:36 резервный КВС был отвлечен от контроля за действиями сына и за параметрами полета разговором с дочерью.
    В 17:55:36 Эльдар, по-прежнему находившийся в левом пилотском кресле, первым заметил «что-то непонятное» и обратил на это внимание занятого разговором с Яной отца: «А чего он поворачивается?». резервный КВС ответил: «Сам поворачивается?» Эльдар подтвердил «Да». Находившиеся в кабине экипажа пилоты с этого времени включились в поиск объяснения, почему «поворачивается» самолет. В 17:55:45 КВС-пассажир высказал предположение об уходе самолета в зону ожидания и его поддержал второй пилот.
    Автопилот, продолжающий и после отсоединения рулевой машинки выполнять свои функции в канале тангажа по поддержанию высоты полета в процессе развития крена, вывел самолет на режим аэродинамической тряски и большие углы атаки.
    Экипаж обнаружил опасную ситуацию только по нарастанию перегрузки и появлению с 17:55:52 тряски самолета (бафтинга). К этому времени крен достиг более 50°, угол атаки 4…4,5°, а вертикальная перегрузка 1.6 ед. Одновременно с появлением бафтинга за 2 секунды угол атаки изменился с 4,5° до 10° при практически неизменных отклонениях руля высоты и стабилизатора, что свидетельствует о проявлении «подхвата» по углу атаки.
    резервный КВС дал команду «Держи! Держи штурвал! Держи!» и через 2 сек. после появления бафтинга при крене 63° второй пилот предпринял энергичные меры по выводу самолета из правого крена полным отклонением штурвала влево. При этом понявший команду в свой адрес и буквально сын резервного КВС зажал левый штурвал в положении, близком к нейтральному на 3…4 секунды, в результате чего не были отклонены левый элерон и три из пяти спойлеров на левом крыле. Это в сочетании с увеличением угла атаки снизило эффективность поперечного управления самолетом (хотя и не оказало решающего влияния), что не позволило уменьшить правый крен, который через 19 секунд после поворота штурвала влево достиг 90°.
    Действия экипажа по парированию крена в целом были неадекватными ситуации. Целесообразными действиями по выводу самолета на эксплуатационные углы атаки и восстановлению поперечной управляемости были бы отключение автопилота, отдача штурвала «от себя» для уменьшения угла атаки, затем вывод самолета из крена и снижения.
    В процессе парирования крена автопилот по сигналу об уменьшении заданной высоты полета отклонил руль высоты на кабрирование, что ускорило выход самолета на большие углы атаки и сваливание. При этом, выполняя команды резервного КВС и КВС-пассажира «В обратную, влево крути!», которые они подавали в течение последующих 21 секунды, сын резервного КВС отклонял штурвал, мешая тем самым пилотировать второму пилоту, который при невысоком росте (160 см) и сдвинутом практически в крайнее заднее положение кресле и так имел ограниченные возможности по пилотированию самолета.
    Между 17:55:58 и 17:56:11 произошли срабатывания сигнализаций «Уход с заданной высоты» (дважды), «Предупреждение о сваливании» и «Отключение автопилота».
    Самолет при этом с правым креном 80…90° увеличивал угол тангажа на пикирование с -15° до -50° с разгоном скорости при вертикальной перегрузке около 2 ед.
    Вмешательство экипажа в управление по тангажу отклонением колонки штурвала привело в 17:56:11 к отключению автопилота с выдачей соответствующей сигнализации.
    После отключения автопилота сработала автоматическая система защиты от выхода на большие углы атаки, которая отклонила стабилизатор на пикирование с -1° до -0,5°. При этом руль высоты также был отклонен на пикирование с -7,5° до +2,5°. Эти действия привели к уменьшению угла атаки до +7°, увеличению средней вертикальной скорости снижения до 200 м/с, росту вертикальной перегрузки и скорости выше предельно-допустимых значений. При этом с 17:56:04 по 17:56:18 пространственная ориентировка по крену была экипажем потеряна. Восстановив ориентировку, второй пилот отклонением штурвала влево вывел самолет из крена. Самолет оставался в пикировании с углом тангажа до 40°. Скорость к 17:56:29 достигла 740 км/ч. Второй пилот, взяв штурвал «на себя», отклонил руль высоты на кабрирование до механического упора, что создало перегрузку 4,6…4,7 ед выше установленных ограничений по прочности.
    Резервный КВС продолжал попытки занять свое рабочее место, подавая реплики сыну «Выходи, выходи!», но Эльдар из-за значительных вертикальных перегрузок и узкого пространства между креслом и левым бортом не мог выйти из кресла.
    Почти одновременно с отклонением руля высоты на кабрирование экипаж уменьшил режим работы двигателей. Действие этих двух факторов привело к интенсивному падению приборной скорости до 185…220 км/ч к 17:56:41. В этот момент кто-то (или Эльдар, вставая из кресла, или резервный КВС, занимая его) резко отклонил руль направления на угол около 8° непроизвольной дачей педали. Самолет перешел в резкое правое кренение при отклоненных влево элеронах, выполнив штопорную бочку. После сваливания и выполнения штопорной бочки при углах атаки 30…35° самолет перешел в левое вращение с увеличением угла пикирования до 80…90° и уменьшением вертикальной перегрузки до нуля, т.е. до невесомости.
    В 17:56:54 второй пилот, обратив внимание на уменьшение скорости менее чем 180 км/ч, трижды дал команду «Полный газ!». Самолет в этот момент находился практически в отвесном пикировании и начальной фазе разгона. Поза резервного КВС в кресле, занявшего к 17:56:40…17:56:46 свое место, при его росте 170 см и сдвинутом в практически крайнее заднее положение кресле, не обеспечивала нормального управления самолетом.
    К 17:57:11 скорость достигла 370 км/ч, самолет замедлил вращение по крену (крен выровнялся в пределах 20…22°, угол тангажа уменьшился до -20°. При руле высоты, остававшемся отклоненным полностью «на себя», самолет перешел на кабрирование с потерей скорости. резервный КВС попеременным отклонением педали против вращения пытался остановить его, что ему удалось сделать в 17:57:56 на высоте около 300…400 м. Однако отклоненный на кабрирование руль высоты не мог обеспечить выход самолета на управляемый полет. Сделав после сваливания два витка в штопоре влево, со средней вертикальной скоростью 75м/с в 17:58:01 (0:58 23 марта мест. вр.) самолет столкнулся с поверхностью земли, полностью разрушился и частично сгорел. Находившиеся на борту экипаж и пассажиры погибли.