Какой мост в вероне. Город Верона (Verona), Италия

Понте делла Виттория или Мост Победы в Вероне украшен группами скульптур разных авторов. Со стороны исторического центра города автор скульптур Марио Салаццари создал их в 1934 году, а со стороны жилого района Борго Тренто – скульптор Анжело Бьянки в 1931 году.

Мост Виттория назван так в честь победы под городом Витторио Венето 4 ноября 1918 года, в решающей битве первой мировой войны на территории Италии, где потерпела поражение австрийская армия. Весь городской по ту сторону моста посвящён первой мировой войне, его улицы и площади связаны с местами и датами этой войны (улица 4 ноября, Диаз, площадь Витторио Венето и многие другие). Для создания нового моста, связывающего центр города с кварталом Борго Тренто, был объявлен конкурс. Из 40 представленных на него проектов выбрали проект совместно с Феруччо Чиприани. Основным условием проекта нового моста был бюджет, на него можно было истратить не более 2 млн. лир.

мост Виктория, 1943 год

Мост Виттория связывает исторический центр с Борго Тренто и отвечает всем поставленным условиям: простой, строгий, надёжный, монументальный, сочетающий классику и современность. Он создан из армированного железобетона, что придаёт ему необходимую прочность. Мост покрыт камнем и, таким образом, прекрасно вписывается в контекст исторического центра города. Он достаточно ровный и невысокий, потому что с ХХ века уже исчезла транспортная функция и не надо было предусматривать высокие пролёты моста для лодок и барж. Если мы сравним мосты, находящиеся рядом с Понте Виктория, то они намного выше в середине и круче, это Римский Каменный Мост – и средневековый Мост Кастельвеккио. По ним лошади сначала поднимались до середины моста, а потом спускались. Новый мост Виктория имел два пролета со стороны берегов по 32 метра, а средний – 35 метром, т.е. не намного выше, и был удобнее и манёвреннее.

Со стороны берегов на мосту спроектированы небольшие площадки по примеру древних мостов, для обозрения окрестностей (панорама открывается прекрасная). Позднее были построены 4 пилястра, на основании которых установлены мемориальные доски со сводками с фронтов первой мировой войны и речью Короля Викторио Эммануила III 24 мая 1915 года.

На пилястрах установили скульптурные группы. Со стороны центра в 1934 году — работы скульптора Салаццари Аллегории Победы . Классические торжественные статуи полны динамики и реализма. Реализм конных статуй привёл к курьёзу : одна синьора мне рассказала, что в одно прекрасное утро прохожие, переходя мост Виттория увидели, что лошадям ночью одели трусы. Это было в период фашизма перед второй мировой войной. Несколько лет лошади были «одеты», чтобы их анатомические подробности не привлекали внимания. Мускулы, выразительные мужские фигуры, мощные кони противопоставлены воздушным и лёгким женским аллегориям Победы и Родины . Чувственность этих скульптур вызвала полемику, но выразительность, динамизм и яркость не вызывают сомнений.

На противоположной стороне моста две группы статуй работы скульптора Анжело Бьянки .

От Кафедрального собора Вероны мы пришли к веронскому мосту Понте Пьетра. В античности этот мост назывался Мармореус. За все длинную историю своего существования, мост претерпел множество изменений, до наших дней дошли только фрагменты античной облицовки. Немцы, уходя из Вероны в1945 году взорвали все городские мосты. Им было все равно, уникальный ли это античный мост или новодел, не пощадили ничего. Хорошо, что веронцы предвидели это, сфотографировали и померили мост. Как только война закончилась, строители Вероны подняли со дна реки все фрагменты, аккуратно соединили их и добавили потерянные части моста.

Понте Пьетра Верона

Мост Пьетра Верона Италия

Дома Верона

С моста можно заглянуть в элитные веронские балконы.

Набережная Верона

Церковь Св. Стефана Верона

Рядом с Понте Пьетра (надо пройти его до конца) стоит церковь Св. Стефана, которого европейцы очень почетают. Есть предположение, что именно эта церковь служила в средние века веронцам городским Собором. Место это намоленное, ведь уже в VI веке здесь был раннехристианский ораторий. Здесь же находится еще один древнеримский памятник - театр. Чуть дальше, на холме перефирийного квартала Вальдонега, находится Храм Мадонны Лурдской. Храм относитльно молодой, но очень важный для Вероны и всей области.старинный храм уничтожило землетряение 1511 года. Интересно, что эта местность со вемен крестовых походов держала на своей земле много капелл и церквей. Все дело в том, что Веронский пейзаж напоминал крестоносцам Палестину, а т.к Востор им пришлсь покинут, они начала "лепить" из Вероны подобие святых мест. Холм Сан Леонардо расположен в статегически правильном мест, поэтому эргерцег Максимилиана Габсбургский в 1838 годе приказал сделать из церки хорошо защищенную крепость. Сказано - сделано, крепость, а по совместительству политическая тюрма функционировала здесь больше века. Однако в 1958 году, к 100-летию явления Мадонны во французском городке Лурд, монахи приказали сделать на месте цитадели святилище, и через 6 лет здесь возник санктуарий Девы Марии Лурдской. Кроме того, здесь находится пещера, в которой Св. Тереза стала свидетелем явления Девы Марии. Во время бомбеже первоначальная пещера не уцелела, но чудесным образом сохранилась статуя Богородицы. Сейчас храм как будто парит над маленькой редневековой Вероной, защищая и оберегая его. Вообще на противоположной стороне моста красиво, здесь тоже можно побродить.

Город Верона Италия

А мы пошли обратно, в центр города, к самому большому храму Вероны - базилике Святой Анастасии. По дороге попались очень красивые старинные веронские дома.

Красивая Верона

Красивые дома Верона

Св. Анастасия Верона

Св. Анастасия

Эту готическую базилику возвели доминиканцы,начали в 1290 году и закончили в 1481. В паре шагов от базилики находится, на мой взгляд, самая красивая площадь Вероны: Пьяцца делле Эрбе.

Площадь Эрбе Верона

Пьяцца Эрбе Верона

Эта площадь находится на песте древнеримского форума и содержит много интересных достопримечательностей. Расскажу немного о них. На юго-западном углу площади находится дом купцом (Домус Меркаторум) с зубцами, практически как на московском Кремле.

Дом купцов Верона

В средние века это здание являлось резиденцией корпораций, а расположение напротив веронской Ратуши как бы прозрачно намекало на противостояние экономической и политической властям.

Палаццо Маффеи - мощная барочная постройка, украшенная античными статуями Юпитера, Апполона, Венеры и других.

Палаццо Маффеи Верона

Рядом с дворцом находится Часовая башня или Башня дель Гардело 1370 года постройки. Дальше стоит обратить внимание на шикарный дом Маццанти, великолепно расписанный фресками на мифологические темы мастером А. Кавалли в XVI веке.

Дом с фресками Верона

Арка с костью Верона

Еще одно массивное здание площади - это ратуша, которая называется Палаццо делла Раджоне. На здании можно увидеть типичную веронскую кладку из туфа и кирпича в перемешку с белыми полосами. Над комплексом ратуши возвышается самая высокая башня в городе Ламберти. Кстати, на нее можно подняться, т.к ее недавно отреставрировали.

Ратуша Вероны

В центре площади делла Эрбе находится готический фонтан Веронской Мадонны, образ который весьма почитаем веронцами. Это старинный фонтан 1368 года.

Веронская Мадонна, фонтан

Рядом находится "беседка" Берлина, которая служила место торжественного вступления в государственные должности. Сейчас они облеплена туристами, которые сидят на ней, отдыхая после длительных прогулок. Уникальный памятник венецианского прошлого Вероны является колонна Льва Св. Марка (это восстановленная копия). Символ Венеции как бы напоминает, что Верона находилась под властью Светлейшей республики 400 лет.

Лев Св. Марка Верона

Сейчас на Пьяцца делла Эрбе развернут рынок для туристов. Торгуют всевозможными сувенирами, масками и кожей, а еще обалденными фруктами.

Сувениры в Вероне

Мы купили по стаканчику, наполненному кусочками разнообразных фруктов, и чуть язык не проглотили. После московских полудозревших бананов, клубники и арбузов, итальянские фрукты показались изысканным лакомством. В мае здесь прекрасная клубника, ананасы, папайя, персики, апельсины и дыни. Заходите в любую фруторию и смело покупайте фрукты. Время близилось к обеду, жаркое солнце сильно припекало. Мы уселись в одном из кафе на площади и пили ледяное белое вино, наблюдая за туристами.

Кафешка Вероны

Дальше мы прошли через Арку с костью и оказались на еще одной очень красивой площади Вероны Пьяцца Синьори . Хотя и кажется, что она всего лишь продолжение Пьяцца делла Эрбе, разделенная аркой, на самом деле площадь Синьори является самостоятельным ансамблем зданий.

Вход на площадь Синьори

Пьяцца Синьори Верона

Сочетание зданий создается аристократический облик площади, все дома очень красивые.

Птяцца дей Синьори Верона

Пьяцца Синьори Верона

Птяцца дей Синьори Верона

Птяцца дей Синьори Верона

Данте о чем-то задумался и наблюдает за всеми свысока.

Верона — изумительный город, находящийся недалеко от Венеции и Милана. Он, наполненный достопримечательностями и архитектурными памятниками, словно магнитом тянет к себе путешественников из разных уголков мира. Красота природных ландшафтов и средневековых строений каждый раз заставляет сердце биться сильнее, а после прощания с городом, возвращаться сюда снова и снова.

Что посмотреть в Вероне самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Дом Джульетты в Вероне

Дом Джульетты — это небольшой кирпичный дом, в котором, согласно легенде, проживала юная героиня знаменитой всеми нами шекспировской трагедии. Самое интересное место в этом доме — дворик с балконом, где Ромео признавался в любви Джульетте. Около этого знаменитого балкона установлена бронзовая статуя Джульетты. Считается, что прикосновение к правой груди шекспировской героини принесёт счастье и удачу. Кроме того, среди туристов существует ещё одно поверье, согласно которому, влюблённые, целовавшиеся под балконом Джульетты, никогда не расстанутся. Поэтому несложно представить, что там происходит, если учесть, что это место ежегодно посещает сотни тысяч туристов! Находясь в этом месте, можно вкусить необыкновенную историю любви, которую показал нам в своём произведении Шекспир!

Арена ди Верона

Арена ди Верона — огромный амфитеатр, который сохранился в прекраснейшем и удивительном состоянии до сих пор. Это удивительно, так как он пережил мировые войны, землетрясения и наводнения. И иногда просто в голове не укладывается, как можно без какой — либо всевышней помощи возвести и сохранить это творение. Сейчас, как и раньше, здесь проходят театральные постановки, оперы. Считается, что лучшие постановки «Ромео и Джульетты», проходят именно здесь. Многие мировые голоса приезжают, чтобы выступить на тысячелетней сцене, и тысячи туристов, чтобы на это посмотреть.

Замок Кастельвеккио

Замок Кастельвеккио был возведён ещё в 8-ом веке в качестве оборонительной крепости. Имеет готическую архитектуру и, кстати, очень похож на московский Кремль. Этот замок выглядит, как говорится, очень строго и сердито. Но в то же время — это сильное и эстетичное сооружение. Ведь мост в этом замке простоял без реконструкций, внимание, более 500 лет! В самом замке собрана большая коллекция живописи и скульптуры и старинного оружия различных мастеров эпохи Средневековья.

Сад Джусти

Именно здесь, в саду Джусти, царит оазис тишины и спокойствия. И именно здесь можно отвлечься от пыльных улиц, от шумного города, от быстротечного ритма жизни. Там можно просто остановиться и вдохнуть этот свежий воздух спокойствия и понять, как же всё-таки прекрасен этот мир. Понять, что есть в этом мире места, где можно забыть обо всём. Этот парковый комплекс украшен фонтанами и статуями. Чудесная аллея с высокими деревьями тянется от самых парадных ворот. Также там есть террасы на верхнем и нижнем уровнях, с них открываются изумительные виды на Верону. Тёплый воздух даст ощутить атмосферу тех времён, когда по этому парку гуляли император Джозеф II, Гёте и Моцарт.

Палаццо Маффеи

Один из многочисленных дворцов города, построенный в 15 веке в стиле барокко. Здание украшено статуями древних римских богов, полуколоннами и балконами. Внутри здания сейчас находится отель, старинный интерьер которого позволяет гостям прочувствовать атмосферу древности. Рядом с дворцом возведена башня Гарделло с часами, более древняя, чем Палаццо Маффеи, который не раз подвергался реконструкции.

Башня Ламберти

Это здание, находящееся на площади Эрбе, построено в 12 веке, изначально оно было ниже, чем в наше время. Спустя годы его высота достигла 84 метров, и сейчас это самое высокое сооружение в городе. Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на Верону. Архитектура башни сохранила на себе отпечаток тех эпох, во время которых существовала; на ее вершине находятся колокола, размер одного из них превышает 4 тонны — это второй по размерам колокол Вероны.

Кафедральный собор Вероны

Главный собор Вероны, созданный в 12 веке, является удивительно красивым архитектурным памятником, в котором преобладают два стиля: романский — с внешней стороны, готический — внутри собора. В самом здании можно увидеть старинные произведения искусства, представляющие большую ценность. В колокольне собора находится самый старый колокол города.

Арка Гави

Это историческое сооружение, принадлежащее знатной веронской семье Гави, было возведено рукой архитектора Луция Витрувия Цердона в 1 в. н. э. В 1932 году была произведена реконструкция памятника, до которой арка не раз меняла местоположение. Украшенная колоннами, изящным узором в форме растений, а также статуями, которые позднее были утеряны, арка Гави послужила образцом классического античного сооружения при создании других архитектурных памятников.

Дом купцов

Домус Меркаторум, или Дом купцов — это старинное здание в готическом стиле, хранящее на себе следы эпохи средневековья и не раз изменявшееся рукой человека, находится оно на площади Пьяцца делле Эрбе. До 14 столетия оно было деревянным, а затем его стены перестроили в каменные. Еще позднее Дом купцов украсили арки. Уже из названия становится понятно, что исторически сооружение принадлежало мастерам и торговцам. В наши дни здание принадлежит Народному банку.

Арки Скалигеров

Арки Скалигеров, построенные в 14 веке, представляют собой величественные захоронения правителей города, происходящих из знатного рода: Кангранде I, Мастино II и Кансиньорио делла Скала. Арки выполнены в готическом стиле, каждая выделяется своими архитектурными особенностями, каждая украшена изображением правителя, покоящегося в ней. Эти исторические памятники расположены рядом с церковью Санта-Мария Антика.

Санта Анастасия

Церковь, созданная в готическом стиле, строилась с 12 по 15 века в честь святой Анастасии Узорешительницы. Собор состоит из трех помещений с колоннами; мраморный пол выложен мозаикой. Санта Анастасия представляет собой потрясающее произведение искусства: она украшена старинными фресками, барельефами, на которых изображается жизнь самой великомученицы, а также многие из них посвящены житию апостола Петра. Изнутри стены расписаны в стиле ренессанс.

Галерея современного искусства Форти

Старинный дворец Форти был отреставрирован в 20 веке, после чего здесь возник музей современного искусства. Изначально в этом месте можно было увидеть частную коллекцию предметов искусства, собранную Ахиллом Форти, который пожертвовал ее городу. Затем за счет постоянных пополнений коллекции она выросла и сейчас составляет 1400 экспонатов, из которых только небольшая часть является произведениями современного искусства, а остальное датируется 19−20 веками.

Памятник Данте Алигьери

Памятник, возведенный в честь 600-летия великого поэта, подарившего миру «Божественную комедию», находится на Пьяцца Синьории. После изгнания из Флоренции часть своей жизни Данте провел именно в Вероне, что послужило поводом для создания мраморного памятника. Статуя, изображающая Данте, стоит в глубоком раздумье, в руках поэт держит книгу. На этой же площади, совсем рядом с памятником, находится кафе, также посвященное Данте.

Церковь Сан-Фермо Маджоре

Современное нам здание церкви, выполненное в романском стиле и дополненное готическими элементами, было возведено в 11 веке на берегу реки Адидже. До этого на том же месте существовала другая церковь, созданная еще в 8 веке в честь святых мучеников. Здесь же находится и место захоронения святых. Здание делится на две части: верхнюю и нижнюю церкви. В церкви можно увидеть множество старинных произведений искусства и полюбоваться на богатое убранство помещений.

Фонтан Веронской мадонны

Это архитектурный памятник 14 в., возведенный по распоряжению знатного рода Скалигеров и расположенный на Пьяцца делле Эрбе. Над фонтаном возвышается фигура Мадонны, держащей в своих руках герб города. Дно фонтана усеяно монетами — люди, приходящие на это место, верят, что им будет обеспечено богатство, нужно только бросить в фонтан монетку. Эта традиция восходит к тем временам, когда вокруг фонтана торговцы и купцы Вероны заключали между собой выгодные торговые сделки.

Дом Ромео

По преданию, переходящему от одного почитателя творчества Шекспира к другому, именно в этом доме проживала семья Монтекки. Здание, построенное в 14 веке, сочетает в себе два стиля: готический и романский. Дом нельзя осмотреть изнутри, т.к. он является частной собственностью, часть дома отведена под отель. Изначально это здание принадлежало графам Ногарола, только спустя долгое время оно превратилось в дом Ромео. Неподалеку от него находится другое здание — дом Джульетты.

Гробница Джульетты

Могила знаменитой шекспировской героини находится в монастыре Сан-Франческо Аль Корсо, в этом месте погибли влюбленные. Гробница расположена среди экспонатов археологического музея. Гроб исписан милыми признаниями в любви, на дне лежат цветы. Рядом с гробницей есть живописный монастырский сад, украшенный барельефами, посвященными Шекспиру, в центре садика находится колодец, в который туристы бросают монеты — на счастье.

Дворец капитанов

Дворец Кансиньорио, или Дворец капитанов — это здание 14 века на Пьяцца Синьории. Изначально сооружение представляло собой крепость, построенную по приказу правителя Вероны Кансиньорио делла Скала. Позднее в нем располагались резиденции губернаторов города, а затем городская тюрьма. Многочисленные реконструкции преобразили Дворец капитанов, от прежней архитектуры осталось совсем немного.

Сан-Дзено Маджоре

Церковь, построенная над могилой святого Зинона Веронийского, была возведена еще в 5 веке. У этого древнего сооружения длинная история: базилику много раз переносили, разрушали, реконструировали до тех пор, пока она не стала такой, какой ее можно увидеть сейчас. Здание церкви украшено барельефами, изображающими сцены из Библии, скульптурами святых, бронзовыми панно, на которых показаны чудеса святого Зинона, а также в базилике можно найти его мощи.

Палаццо делла Раджоне

Палаццо делла Раджоне расположено между Пьяцца делле Эрбе и Пьяцца дей Сеньории. Здание было построено в 19 веке и с тех пор пережило несколько реконструкций. В его помещениях за несколько веков побывало множество городских учреждений. Даже время не может уничтожить следы роскошного внешнего убранства. Внимание туристов сразу привлекает полосатый фасад здания. Внутри можно полюбоваться как старинной, так и современной живописью.

Памятник Гарибальди

Джузеппе Гарибальди, живший в 19 веке, является национальным героем Италии, революционером-освободителем, который много сделал для своей страны, поэтому памятники этому великому человеку можно встретить по всей Италии. Один из них был построен благодарными итальянцами и в Вероне неподалеку от дома Джульетты. Джузеппе Гарибальди здесь восседает верхом на коне, героя часто навещают туристы.

Понте Пьетра

Понте Пьетра — это арочный мост длиной в 120 метров, перекинутый с одного берега веронской реки Адидже на другой. Его строительство началось еще в 1 веке до нашей эры, когда на данном месте жили древние римляне. Изначально мост был создан из дерева, но не раз обрушивался в реку, поэтому позднее он стал мраморным, а затем, спустя несколько разрушений и реконструкций, превратился в каменный. С Понте Пьетра открывается потрясающий вид на живописные пейзажи Вероны.

Порта Борсари

Это фасад старинного древнеримского здания, построенное в 1 веке нашей эры. Раньше в нем были расположены веронские казармы. До наших дней дошел только трехэтажный фасад, над дорогой возвышаются арки полукруглой формы. Исторический памятник украшают колонны. Современное нам название возникло во времена средневековья и переводится как налог; тогда здесь обреталась таможенная застава. Фасад сохранился довольно хорошо и является образцом великолепной древнеримской архитектуры.

Сан-Джорджо-ин-Браида

Этот католический монастырь был построен в 11 веке. И сейчас можно полюбоваться его архитектурой: здание состоит из одного нефа, в здании находятся пять алтарей. Раньше над монастырем возвышалась колокольня, но затем на ее месте создали купол. Среди предметов Сан-Джорджо-ин-Браида встречаются настоящие произведения искусства. Стиль, в котором построен монастырь, можно отнести к архитектуре эпохи Возрождения.

Памятник Виктору Эммануилу II

Во многих местах прекрасной Италии можно встретить подобные памятники. Человек, в честь которого возведено данное сооружение на Славянской набережной в 19 веке, является первым королем объединенной Италии. С двух сторон памятник украшен фигурами львов и женщин, изображающих Венецию. С одной стороны памятника статуи символизируют поражение в восстании против господства Австрии, с другой — присоединение к Италии.

Археологический музей

Музей возник в 1923 году в монастыре Сан Джероламо неподалеку от Римского театра. Среди археологических находок в коллекции можно встретить множество предметов времен Древнего Рима: здесь есть статуэтки и скульптуры, предметы быта, фрески и мозаика, а также большое количество других экспонатов. Здание само по себе также является историческим памятником, произведением искусства. Коллекция археологического музея пополняется благодаря пожертвованиям.

Библиотека Капитулов

Это старинная библиотека Вероны, в которой можно найти немало древних книг, самой древней из них является книга времен Античности, написанная в 517 году лектором Урсичино. Здание библиотеки было возведено в 18 веке, куда и перенесли драгоценные манускрипты. Во время войны библиотека разрушалась, некоторые книги были утеряны, другие, на других остались повреждения. Позднее была произведена реконструкция здания. Сейчас в библиотеке Капитулов можно отыскать огромное количество старинных и редких книг.

Церковь Санта-Мария Антика

Церковь в романском стиле расположена в центре города и является одним из самых посещаемых мест Вероны. Здание было построено в 7 веке, но сильно пострадало после землетрясения, со временем его не раз реконструировали. Некоторое время церковь принадлежала важному веронскому роду делла Скала. Санта-Мария Антика состоит из трех нефов. В базилике сохранились фрески 13 века. Сейчас туристы могут видеть это здание таким, каким оно было еще в 12 веке.

Церковь Сан-Лоренцо

Здание современной нам церкви Сан-Лоренцо было возведено в 12 веке на месте более древнего храма — так сообщают старинные документы. Некоторые фрагменты прежнего здания были найдены при реставрации. Церковь сразу привлекает внимание своим фасадом: стенами в полоску, колоннами, пристроенными по краям, романским стилем архитектуры. Внутри здания сохранились матронеи — места для женщин. Колонны украшают орлы, сжимающие в когтях свою жертву. Церковь была не раз реконструирована.

Порта-Леони

Порта-Леони, или Львиные Ворота — это ворота времен Древнего Рима, стоявшие на выходе из города. Свое название они получили благодаря стоящему рядом с ними саркофагу с изображениями львов, а до этого их еще не раз переименовывали. Порта-Леони были построены в 1 веке нашей эры и служили оборонительной заставой. Ворота достигали в высоту 13 метров, соединялись с крепостной стеной и башнями.

Римский театр

Древнеримский театр был создан в 1 веке нашей эры, находится он на холме Сан Пьетро. Он сочетает в себе ионический и тосканский архитектурные стили. Прежде высота театра была 27 метров. Места, отведенные зрителям, делятся на нижнюю и верхнюю области. Архитектура Римского театра сильно пострадала из-за разливов находящейся рядом реки Адидже. В отреставрированном театре и в наши дни проходят представления, которые может посмотреть каждый желающий.

Порта-Нуова

Ворота Порта-Нуова были построены в 16 веке, являлись главными парадными воротами города, а также выполняли защитную функцию. В постройке можно проследить черты средневековой архитектуры. В 19 веке ворота были перестроены. Раньше над воротами возвышался лев, а затем был заменен австрийцами на герб с фигурами двуглавого орла и грифонов; статуя, изображающая орла, со временем была утрачена. Еще позднее была проведена реконструкция ворот.

Дворец Подеста

Дворец возведен на площади Синьорио в 13 веке по приказу знатного рода делла Скала, правящего Вероной. В этом дворце когда-то проживал великий Данте, находящийся в изгнании из своего родного города — Флоренции. Подеста — это должность управляющего; такие управляющие устраивали политические заседания во дворце, отсюда и название здания. Над порталом замка был установлен барельеф со львом. Верх здания украшен зубцами, стены и потолок внутри расписаны итальянскими живописцами.


Обязательно посетите Верону — ваше время будет потрачено не зря и в памяти еще на долгое время останутся воспоминания, а желание сюда вернуться будет возникать снова и снова.

Верона отложилась в моей памяти не так ярко, как, например, Флоренция или Милан. Тем не менее, этот город очень красив и безусловно достоин посещения хотя бы потому, что он - один из самых романтических в Италии. Любой школьник знает, что трагические события во враждующих семействах Монтекки и Капулетти из нетленного произведения Шекспира происходили именно здесь, а дома Ромео и Джульетты - чуть ли не главные достопримечаельности этого города. Но свой рассказ я начну не с них.

В Вероне очень много мест, кои необходимо посетить даже при минимуме времени, который обычно бывает у большинства туристов, приезжающих в Италию. Но еще лучше по Вероне просто гулять, разглядывая по пути каждый старинный домик и понимая, что вот эти самые камни, из которых он построен, пережили за свою долгую жизнь так много, что даже становится странно, что они все еще существуют.

...

Мадонна на стене одного из домов.

Мы поступили именно так. И лишь потом по книгам и фотографиям я постаралась восстановить самые яркие, запомнившиеся мне визуально памятники и храмы, улицы и площади Вероны, о которых и хочу рассказать сейчас.

Мест, которые мне хотелось бы увидеть еще раз в этом городе, у меня набралось девять.
Место первое - это, конечно же, римский амфитеатр или, как обычно называют амфитеатры итальянцы, - арена. Стоит он, как ему и полагается, на одной из главных площадей Вероны, где сейчас горожане отмечают все свои массовые празднества. Арена считается самым лучшим из сохранившихся памятников античного времени в городе (она была построена в первом веке новой эры) и самым крупным амфитеатром после Колизея в мире. В древнеримские времена здесь могло собираться до 30 тысяч зрителей и смотреть на гладиаторские бои, цирковые спектакли, ристалища и даже, от чего я чуть было не сползла под стол, когда прочитала, на морские бои! Для этого сцену арены ответственные за это дело товарищи целиком заливали водой!!! Позже на арене шли бои с быками, театральные и оперные представления. Размеры же амфитеатра поражают даже сейчас. Он кажется настолько грандиозным, что всякая вера в то, что он был построен два тысячелетия назад, пропадает, ибо кажется, что он не мог сохраниться так хорошо с тех пор до наших дней. Однако во времена римлян он был даже больше. Тогда у амфитеатра существовало еще и внешнее кольцо, от которого сейчас остались лишь фрагменты. Правда, в 16-17 веках зрительные трибуны амфитеатра перестроили, и сейчас они вмещают уже не 30, а 25 тысяч человек. Разумеется, итальянцы этим пользуются и до сих пор проводят здесь разные феерические шоу и концерты, используя и теперь арену по ее прямому назначению.

Место второе также для фанатов античности - Римский театр. Это еще один маленький амфитеатр, расположенный на противоположном берегу реки Адидже, на которой стоит Верона. К нему мы вышли совершенно случайно. Интересен он тем, что был построен еще до большой арены, а именно в первом веке до новой эры, и считается практически самым старым в Италии. Здесь же в то время находился центр римского поселения и, кроме самого амфитеатра, рядом сохранилось много других развалин.

Правда, из-за землетрясений и наводнений этот амфитеатр сильно пострадал и выглядит не настолько цело и впечатляюще, как большая арена.

Место третье - мост Понте-Пьетра. Это самый старый мост Вероны, который тоже был построен в античные времена. Правда, в память о них осталось очень мало - лишь облицовка двух аркад, расположенных у левого берега Адидже.

Зато с этим горбатым и очень милым мостиком связана одна трогательная история. Во время Второй Мировой войны нацисты, отступая из Вероны, взорвали все мосты, включая и Понте-Пьетра. Но горожане как-то узнали об этом заранее, и успели замерить мост, сделать его фотографии и чертежи. Сразу после окончания войны они достали из воды все фрагменты рухнувшего моста и соединили их вновь.
Моя светлость на мостике. :)

Место четвертое - церковь Сант-Анастазия. Это самый большой храм Вероны, которому уже 800 лет, раньше он принадлежал доминиканцам.

Внутри базилики можно увидеть фрески известных мастеров, особо ценный пол из мрамора, сделанный в 15 веке. Но лично мне больше всего запомнились чаши для святой воды, которые поддерживают фигуры двух горбунов - настолько реалистичные, что просто поражаешься умению мастера.

Известно лишь, что их изготовили в 16 веке, но, кто именно, так и осталось тайной. По одной из версий, позировали неизвестному скульптору мельники с ближайших речных мельниц. Интересно, почему эти мельники были горбатыми? От тяжести мешков с мукой, которые им приходилось переносить на спинах? Или это все-таки фантазия скульптора?

Место пятое - Пьяцца-делла-Эрбе. Ее название переводится, как "площадь трав", ибо, начиная с 15 века здесь находился зеленый рынок. Кстати, рынок располагается тут и теперь. Правда, торгуют на нем не овощами, а в основном сувенирами, путеводителями и теплыми вещами, как правило, с символикой Вероны и Италии. В античные же времена на этой площади стоял Римский форум, но от него сейчас ничего не осталось. Позже Пьяцца-делла-Эрбе частично застроили разными административными зданиями, большинство из которых можно лицезреть и ныне. Здания же встречаются очень красивые. Например, Дом Маццанти. Он сразу привлекает внимание, потому что его фасад полностью расписан фресками на мифологические сюжеты. Или Арко-делла-Косте, то есть "арка с ребром", в проеме которой висит всамделишное ребро кита. На площади имеется Берлина - беседка с квадратным основанием, где чиновники торжественно вступали в свои городские должности. Правда, раньше на ее месте находился позорный столб, и я до сих пор думаю, есть ли какая-то взаимосвязь в этих двух фактах? :))
Но самое главное, что есть на Пьяцца-делла-Эрбе - это символ города и его визитная карточка фонтан мадонны Вероны, изображение которого теперь помещают во все буклеты, путеводители и книги о Вероне. Как ни странно, он не считается одним из самых старинных фонтанов Италии, так как был сооружен в середине 14 века. Но зато отличается своими изящными формами.

Место шестое - собор Дуомо, один из самых старинных храмов Вероны. Он был освящен еще аж в 1187 году, правда, в 15 веке его надстроили, расширили и сильно изменили внешний облик. Собор до сих пор считается самым главным в Вероне и, конечно, действует. Как и во все остальные, в него можно прийти на службу. Скажу честно - впечатления очень необычные: как будто переносишься на машине времени в эпоху, когда церковь была самым важным элементом в жизни каждого католика. Все слушают проповедь так же искренне, как и тогда. А еще - здесь совершенно нет туристов, что еще больше добавляет ощущения необыкновенности происходящего.

Место седьмое - Пьяцца-дей-Синьории. Когда-то она была самой главной площадью города, на которой стояли многочисленные дворцы, и где кипела общественная и политическая жизнь. Мне же эта площадь, прежде всего, приглянулась памятником Данте Алигьери, изваянном скульптором Уго Заннони. Данте после того, как был изгнан из Флоренции, прожил в Вероне, а именно в гостях у семейства делла Скалла, целых 13 лет. А потому без памятника ему Верона обойтись никак не могла.
Еще на площади есть кафе Данте со стилем, сохранившимся здесь еще с 19 века. Несмотря на цены, которые в нем гораздо выше, чем во всех остальных веронских кафейнях, мы решили зайти. И получили огромное удовольствие. Старинные картины и выдержки из "Божественной комедии" на стенах, тяжелые скатерти, спускающиеся со столиков чуть ли не до самого пола, чашки, блюдца и чайники с изображением профиля Данте, а главное - ароматный чай с настоящими васильками, который я попробовала здесь впервые и не встречала потом больше нигде.
Я за чаем.

Но, кроме всех вышеперечисленных достопримечательностей пьяцца, мы не могли не обратить внимания на Палаццо-дей-Кансильо, который тоже стоит на этой площади. Правда, этот дворец больше известен под именем Лоджия фра Джокондо. Имя сие носил доминиканский монах, который, якобы, сам его построил и украсил (хотя это спорно). На карнизе палаццо водружены пять статуй. Изображают они видных веронцев древнеримской эпохи: Катулла, Плиния, Марка Ветрувия и других. Кстати, как раз на одном из дворцов пьяцца-дей-Синьории мы впервые увидели оригинал, откуда Аристотель Фиораванти перенял фигурное завершение крепостной стены Московского Кремля в виде "ласточкиного хвоста". Так, нам стало окончательно ясно, что он действительно воссоздал в Москве то, что неоднократно видел у себя на родине.

Кстати, "ласточкины хвосты" мы встречали в Вероне неоднократно. Например, они украшают въездную арку в город и даже стену дома Ромео.
Арка.

Место восьмое - Дом Ромео. С одной стороны, это легенда. Дом Ромео, построенный в 14 веке, на самом деле принадлежал вовсе не семейству Монтекки, а веронцу Карлу Ногароло. Но так повелось, что его уже давно стали считать родовым гнездом влюбленного юноши, и все туристы, да и, порой, сами веронцы этой истории вовсю верят. С другой стороны, легенда легендой, но кто из нас хоть раз в жизни не думал, что Ромео и Джульетта существовали всерьез, и их любовь была самой, что ни наесть, настоящей? Однако, как известно многим, даже не Шекспир был автором истории их любви. Мотив своей пьесы он почерпнул из новеллы Маттео Банделло, а тот, в свою очередь, из рассказа Луиджи Да Порто. Так что, о Ромео и Джульетте в Англии знали еще за долго до появления шекспировских произведений. Дом Ромео выглядит очень колоритно. Это трехэтажный особняк в готическом стиле, построенный из красного кирпича.

На стене перед входом в него висит табличка со строками из пьесы на английском и итальянском языках:
"О, где Ромео?"
"Оставь меня, я сам теперь не свой.
Я не Ромео. Он ушел куда-то!"

Сейчас Дом Ромео - обычный частный дом. Говорят, что власти Вероны давно ведут переговоры с владельцами, чтобы выкупить его и открыть в нем музей. Но владельцы пока проявляют упорство и не спешат избавляться от такой интересной собственности.
Место девятое - Дом Джульетты. Тоже, конечно же, легенда, но обставленная более романтично, чем Дом Ромео. В Доме Джульетты теперь музей, его можно посетить и даже выйти на балкон, откуда она, якобы, внимала пылким речам своего возлюбленного. Правда, мы не попали ни в музей, ни на балкон, ни даже к самому дому. Первого января, как раз тогда, когда мы были в Вероне, Дом Джульетты был закрыт. Чтобы просто подойти к нему, нужно пройти через каменную арку.

Но и арка была закрыта. Так что, нам ничего не оставалось, как вместе с многочисленной публикой (кстати, в основном русского происхождения) глазеть на дом через арку с исписанными стенами признаниями в любви, которые по традиции оставляют здесь все влюбленные.

Стена арки с записками влюбленных.


В принципе, есть еще одно место в Вероне, связанное с романтической историей Ромео и Джульетты. Это - гробница Джульетты. Она находится в крипте упраздненного монастыря капуцинов и представляет собой зал с единственным скромным и пустым каменным саркофагом. Печальная обстановка прекрасно соответствует духу последних страниц трагедии Шекспира, и, наверное, поэтому народная молва решила, что гробнице Джульетты быть именно здесь. Правда, мы к гробнице не ходили - не захотели портить себе новогодний праздник пусть романтичным, но таким грустным местом...

Архитектурное наследие

Каменный мост, расположенный в историческом центре Вероны, буквально в 150 метрах севернее собора, представляет собой не только первый каменный мост, который когда-то был построен в Вероне, но и первое большое мраморное сооружение в городе. До сих пор ему надается большое как историческое, так и культурное значение. Он является единственным романским мостом в городе Верона, который, несмотря на пройденные года и войны, никогда не был полностью разрушен. Впервые возведением моста на этом месте занимались еще во II веке до нашей эры, его предшественник практически полностью состоял из дерева, только через некоторое время его заменила каменная конструкция. Времена разрушительных землетрясений, сильно потрясавших Верону в XI-XIII веках и повлекших значительные разрушения других архитектурных сооружений, задели мост незначительно, его небольшая часть была обрушена, но затем снова восстановлена. Более значительные реконструкции проводились только в начале XVI века, ими руководил итальянский ученый и архитектор Фра Джованни Джокондо. Вторая мировая война старалась разрушить сооружение, несмотря на отступление в апреле 1945 года нацистская армия практически полностью уничтожила мост, оставив только арку, расположенную на правом берегу реки Адидже. Стоит отметить, что она была возведена еще в конце XIII века, представляя собой огромную историческую значимость, после войны с участием архитектора Пьеро Гаццолы начато было ее восстановление, в результате приведшее к созданию точной копии оставшихся частей моста.

Особенности возведенного сооружения

Каменный мост, который на сегодняшний день состоит из пяти отличающихся друг от друга размерами и формой арок, выложен белым мрамором и красным кирпичом. Если присмотреться, то можно увидеть, что все арки опираются на специальным образом оборудованные опоры, которые погружены на дно реки Адидже. Третья опора оснащена небольшим круглым окном, а пятая - полукруглым романским окошком. По мнению историков, первоначальную конструкцию декорировали четырьмя одинаковыми окнами, которые после многочисленных средневековых реконструкций были заложены, скорее всего, это было сделано с целью придания конструкции большей устойчивости и надежности. Каменный мост, получивший название Понте Пьетра, от итальянского Ponte Pietra в переводе звучит как «мост-камень». Сегодня посетители со многих стран мира приезжают в Верону чтобы полюбоваться красивым римским арочным мостом, перекинутым через реку Адидже. Стоит отметить, что самый первый мост, построенный на этом месте еще в 89 года до н. э. носил совершенно другое название, местные жители называли его мост Мармореус, только после дальнейших значительных перестроек сооружение получило своё настоящее название. Отличительной особенностью моста считается старинная сторожевая башня, возведенная с одной из сторон, и длина, равная 120 метрам. Кроме того, после отхода немецких захватчиков многие мосты в городе были полностью уничтожены, и до сих пор не восстановлены. Однако Каменный мост архитекторы сумели собрать из оставшихся на дне реки оригинальных фрагментов.