Когда и где появились первые карнавалы. Что такое карнавал

Отмечаемый перед Великим постом . Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков (см. Жирный вторник). Распространён в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X веках. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Власть факта. Карнавал

Субтитры

Этимология

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка) [ ] .

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

История карнавала уходит в глубокую древность — его предками принято считать древнеримские Сатурналии — время, когда праздник стирал строгие различия между сословиями, увлекая всех в пучину наслаждения жизнью. Именно тогда появилась традиция прятать лица под масками, чтобы люди могли вести себя так, как хочется, оставив на время нормы общественной морали. По одной из версий, оттуда пошло само название праздника — от латинского carrus-navalis, «колесница-корабль». Впрочем, большинство придерживается мнения, что слово «карнавал» пошло от сочетания слов «carne-vale», что дословно можно перевести как «прощай мясо», — ведь позднее праздник стал проводиться за семь недель до Пасхи (середина февраля — начало марта), чтобы дать возможность всласть повеселиться перед Великим Постом. В каждой стране существуют свои традиции для этого времени, но всех неизменно объединяет дух радости и шумной свободы.

Венеция — город масок

Самый знаменитый карнавал Европы проходит в Венеции. Наивысшего расцвета этот праздник достиг в эпоху Ренессанса. Десять дней перед Великим Постом были посвящены безудержному веселью и свободе нравов — не совершить грехопадения в это время считаюсь у венецианцев дурным тоном. Маски и карнавальные костюмы скрывали своих владельцев и позволяли им вести себя как заблагорассудится. Карнавал традиционно начинается сошествием ангела — акробат спускается вниз на канате с колокольни на площадь Сан-Марко и разбрасывает конфетти. Затем проводится «Парад Марий» — из двенадцати юных венецианок выбирают самую-самую. Традиционные костюмы и маски — едва ли не обязательный атрибут праздника. Но если на улице вы еще можете обойтись без этого, то попасть на балы, которые во множестве проводятся в это время, «в гражданском» невозможно. Самые популярные костюмы — персонажи «комедии дель арте», хотя строгих канонов здесь нет. Каждый выбирает то, что ему по душе. Стоимость костюма может быть самой непредсказуемой — иногда она исчисляется тысячами евро. Впрочем, к празднику допускаются все желающие, вне зависимости от сложности костюма. Последнее время венецианский карнавал посвящают выбранной теме — например, это может быть Восток (2004) или «999 лет карнавалов и праздников в Венеции» (1999). Заканчивается праздник традиционным сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко, там же, где все начинаюсь.

Рио — король карнавала

Карнавал — это европейская традиция, но вот уже много лет заслуженную пальму первенства удерживает бразильский Рио-де-Жанейро. Праздник принесли в XVII веке португальские переселенцы, но довольно скоро он стал общенародным достоянием и приобрел латиноамериканский колорит, в котором причудливо смешались европейские, африканские и индейские традиции. Народные гуляния носили весьма масштабный характер, люди пели, танцевали, бросая друг в друга всякой всячиной — яйцами, гипсовыми шариками, фасолью и мешочками с водой и прочими жидкостями. Новая страница в истории карнавала началась в XX веке, когда в 1917 году была написана первая самба, давшая название одноименному зажигательному танцу. Сейчас парад школ самбы — центральное событие праздника, проходящее по специально построенной для этот улице длиной 700 метров — самба-дрому. Участие в нем могут принимать только четырнадцать школ, добившихся места в Высшей Лиге. Праздник длится четыре дня и начинается с символической передачи ключей королю карнавала Момо, которого выбирают среди самых упитанных жителей города. К празднику начинают готовиться задолго до назначенной даты (она зависит от дня наступления Пасхи), и никакие причины не могут заставить бразильцев экономить на костюмах и декорациях. Впрочем, цель у всех одна — произвести как можно более сильное впечатление на зрителей и жюри. Состязания между школами длятся две ночи, и выдержать их могут только самые выносливые — это касается и участников шествия, и зрителей. Причудливые и яркие костюмы обязательны, хотя в жарком климате предпочитают минимум одежды и максимум блеска. Здешний карнавал считается самым ярким и искрометным.

На Канары!

Тенерифе — самый большой остров канарского архипелага. Именно здесь проходит второй по масштабности карнавальный праздник после бразильского. Сюда он пришел вместе с испанцами и с удовольствием празднуется до сих пор. В 1997 году здешний карнавал был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» — одновременно 240 000 человек всю ночь танцевали на улицах столицы Санта-Крус-де-Тенерифе.

Все начинается с выборов Карнавальной королевы и Младшей карнавальной королевы, и в последующие десять дней жизнь на улице превращается в бесконечное соревнование между танцорами, музыкантами и различными карнавальными группами. Причем остаться сторонним наблюдателем практически невозможно! «Гвоздь программы» — парад под названием «Coso», который начинается во вторник днем. Заканчивается же все комичными «похоронами сардины» — под причитания безутешных плакальщиц (в роди которых обычно выступают усатые мужчины) огромную рыбу из папье-маше предают огню. А после традиционно наступает первый день поста.

В колониальном стиле

Североамериканский континент славен карнавалом в Новом Орлеане. Праздник имеет французские корни и сочетает изысканность и фривольность. Называется он так же, как и в Париже, — Mardi Gras («Жирный вторник). «Разминка» перед большим торжеством начинается с 6 января и постепенно подходит к кульминации, приходящейся на все те же две недели перед Великим Постом. Самым красочным событием становится Парад Бахуса. С кортежей бросают бисер и алюминиевые медальоны, которые пользуются большой популярностью у зрителей. Места на парад занимают порой с самого раннего утра. Самым скандальным эпизодом считают парад во Французском квартале. Здесь объектом добычи у зрителей являются пластиковые бусы и кокосовые орехи. Ради того, чтобы привлечь к себе внимание кидающего, женщины смело обнажают грудь или задирают майки. Однако в любом другом квартале за это можно угодить в полицию, несмотря на карнавал. Самую большую выгоду из этого времени извлекают рестораны — Новый Орлеан знаменит своей кухней, весьма почитаемой гурманами.

Пятое время года

Основательные немцы для карнавала выделили «пятое время года». Официально оно начинается 11 ноября в 11.11 утра (в этом месяце начинает свою работу Праздничный комитет по организации карнавала, а само действо проходит, как и положено, за неделю до Великого Поста). Такой набор цифр объясняется тем, что одиннадцать считается числом дурака, а стало быть, для веселья очень подходит. За статус немецкой карнавальной столицы издавна борются Кельн и Дюссельдорф. Оба города имеют целый набор праздничных традиции и каждый год за семь недель до Пасхи стараются перещеголять друг друга. Открывает праздник «бабий четверг» — в этот день женщины берут штурмом ратушу и становятся хозяйками города. Следующие два дня проходят относительно мирно — за посиделками и пивом, а вот в субботу проходит Парад Духов — любой желающий может нарядиться духом или призраком и принять в нем участие. В воскресенье детский день, — все делается только для них. В понедельник, в обязательные 11.11. наступает кульминация праздника — большой парад, главными персонажами которого становятся неизменные Принц, Дева и Крестьянин. Зрителю же важно занять «бойкое» место — во время шествия в толпу градом летят всякие сласти. Праздник кончается во вторник сожжением традиционного чучела, чтобы к первой среде поста жизнь вошла в обычное русло.

Неторопливая Швейцария

Швейцария — единственная страна, где карнавал начинается позже всех — в первую неделю великого поста. Карнавал длится ровно три дня, с 4.00 понедельника до 4.00 четверга. И в основном он мало чем отличается от праздника у соседей. Есть главный парад, есть бродячие оркестрики, выступающие на улицах и в кабачках, есть множество конфетти. Разве что внимания достойны «клики» — специальные карнавальные банды, которые играют главную роль в праздновании и при встрече друг с другом на ночной улице начинают соревноваться, кто сильнее сфальшивит старинный марш (умение играть на флейте или барабане для каждого члена шайки обязательно). Но, как и везде, карнавал здесь — повод для веселья в ожидании скорой весны. А значит — начала новой, и обязательно счастливой, страницы в жизни.

В средние века это день разрушал барьеры между сословиями, игнорировал правила приличия и допускал открытое высмеивание власти. Это было время бесконтрольного веселья, отдыха и вседозволенности. Закрывались школы и суды. Забывались недопонимания и ссоры. Даже войны останавливали свой ход.

Как зарождался карнавал и какие его традиции дошли до наших дней, узнала Анна Баклага.

Карнавал является днем невообразимых перевоплощений. Яркие наряды, всеобщее ликование, зажигательные танцы и шутки — сложно оставить без внимания такую процессию. Поэтому каждый год, в феврале, тысячи людей съезжаются в место зарождения этого праздника — в Европу. Само слово карнавал имеет итальянское происхождение и переводится как: «прощай-мясо». Дело в том, что изначально, это мероприятие подразумевало прощание с мясной пищей и развлечениями перед Великим Постом. И только в день карнавала люди позволяли себе, практически, все. Самое важное отличие карнавала от других праздников — отмена всех социальных статусов. И если на других официальных праздниках демонстративно подчеркивали иерархические различия людей, то карнавал был полной их противоположностью. Человек как — будто перерождался. Карнавальная площадка открывала возможность, совершенно несвойственных для определенного типа людей, отношений.

Во время карнавала люди позволяли себе практически все


Прообразом этого праздника в дохристианской эпохе можно назвать Римские Сатурналии. Они были связаны с окончанием сельскохозяйственных работ. Мотивом же был отдых, и переворот существующего миропорядка. Власть переходила к выдуманному королю, низшие сословия становились высшими. Одним словом, люди менялись местами и делали то, что не могут себе позволить в обычной жизни. Маска на лице была главным составляющим образа. Она позволяла остаться не узнанным и избежать наказания за свои проделки. Люди в масках могли публично критиковать неправедную власть и тех, кто скрывал свои безнравственные поступки. Причем делалось это в крайне жесткой форме.

Спустя некоторое время, традиция карнавала распространилась по всей Европе. Сейчас же, этот праздник устраивают во всем мире. Однако, в каждой стране он имеет свою собственную историю и неповторимый стиль.

Венецианский карнавал

Карнавал в Венеции считается одним из самых популярных в мире. Ему присуща таинственность и мистика. Помимо традиционных ритуалов, которые представляют собой огромное по масштабам сценическое действие, венецианский карнавал каждый год проходит под особой темой. Это зрелище захватывает дух приезжих и не только. Сценой действия становится весь город. Церемония открытия карнавала проводится на главной площади города, перед собором Святого апостола Марка. Именно оттуда и начинается первый костюмированный парад.

В Италии белые маски с длинным носом носили во время чумы, или убийцы


На карнавале, в Венеции, можно встретить целое обилие загадочных масок. И только там можно увидеть маскарадную регату местных гондольеров. Кстати, любимая туристами белая маска с огромным носом, имеет для горожан неприятные ассоциации. Ведь в Италии такие маски носили во время чумы, а в длинный нос клали губку с уксусом, чтобы не подхватить болезнь. Так же, ее носили очень таинственные люди или убийцы.

Бразильский карнавал

Незабываемое шоу, фантастические наряды, полная свобода самовыражения — все это нашло отклик в Рио. Популярный бразильский карнавал «пришел» в страну из Португалии. Столицей шествия именуется город Рио-де-Жанейро, где праздник длится четыре дня и четыре ночи. Главной гордостью карнавала в Бразилии является парад школ самбы. Самые лучшие представители разных школ соревнуются на аллее длинною в 700 метров, называемой «Самбодром». Насчитывается от трех до пяти тысяч выступающих. За каждой группой танцоров закреплена определенная тема, которую они ежегодно выбирают. И, в соответствии с выбранной тематикой, каждая команда оформляет себе площадку, хореографию, презентацию и костюмы.

Бразильский карнавал насчитывает от 3 до 5 тысяч выступающих


Каждая деталь в этом шоу продумана до мелочей, ведь в соревновании оценивается не только мастерство танцевальных школ. На суд экспертов выносятся костюмы, декорации, художественное воплощение темы, ритмическая точность, а также степень восторженности публики. На время карнавала, в Рио-де Жанейро забывают про работу и погружаются в ритм самбы, которую танцует практически весь город.

Кёльнский карнавал

Многочисленные гулянья, переодевания, музыкальные представления и костюмированные балы- все это не обошло и жителей Кёльна. Грандиозное карнавальное шествие проходит по центральным улицам и площадям города. За несколько месяцев до основного праздника, организаторы придумывают лозунг карнавала — песню, с которой пройдет шествие, и трех главных персонажей. Традиционно, ими являются — принц, крестьянин и дева. А уже в феврале, в городе начинают проходить карнавальные заседания, балы и шествия. И это продолжается на протяжении шести дней. С раннего утра, во время официального открытия праздника, улицы города заполняются женщинами. Они штурмуют ратушу Кёльна и делают в этот день все, что им вздумается. Все дни город наполнен яркими музыкальными и карнавальными мероприятиями. В завершение карнавала проводится обязательный ритуал — сожжение большого соломенного чучела. Жители города верят, что таким образом перед Великим постом, им прощаются все грехи, накопившиеся за год.

Карнавал в Ницце

Праздник в Ницце жители города отмечают две недели. Главные герои карнавала — гигантские куклы из папье-маше. Весят они до двух тонн и возвышаются над повозками на восемь или двенадцать метров. На площади Массена воздвигается целый сборный стадион, а дома одеваются в 120 тысяч квадратных метров фанеры, которую расписывают 120 художников.

Карнавал в Ницце продолжается на протяжении двух недель


Там же можно увидеть настоящие цветочные шествия. Около двадцати платформ украшены свежими цветами. Чтобы проделать эту долгую и кропотливую работу, флористам требуется 4000−5000 стеблей. Позже, во время прогулки тысячи цветов летят в толпу. Веселый праздник сопровождается концертами, фейерверками, и Его Величеством Карнавалом, со своей королевой.

Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе

Испанский карнавал уступает свой величиной только бразильскому шествию. Нарядившись в разнообразные костюмы, в карнавале участвуют, практически, все. Повсюду играет живая музыка и продаются различные сувениры и еда. Проходят разнообразные балы, спектакли и концерты. Не обходится и без парада зажигательных танцев под латиноамериканские мелодии. Знаменательным событием праздника можно назвать и выбор королевы карнавала, которая на протяжении всех дней будет участвовать в празднике.

Карнавальные костюмы могут весить не один десяток килограммов


Кандидаток для этого подбирают в течении всего года. Королева должна быть не только красивой, но и довольно выносливой. Ведь, все эти невероятные костюмы, которые шьются для карнавала, могут весить не один десяток килограммов.

Карнавал в Барранкилье

Этот, ни на что не похожий, карнавал включает в себя карибский фольклор, танцы с элементами поэзии, комедийный театр, костюмированные выступления и музыкальные группы. Карнавал в Колумбии был назван ЮНЕСКО «нематериальным сокровищем человечества». Во время праздника, который носит мультикультурный характер, все в городе погружаются в иллюзорный мир грез.

Странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Этимология

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Карнавал"

Примечания

Литература

  • Бахтин М. М.
  • Белкин А. А. . - М .: Наука, 1975. - 192 с. - (Институт истории искусств Министерства культуры СССР).
  • Колязин В. Ф. // Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118

Ссылки

  • - сцены народного гулянья. Репортаж Deutsche Welle (недоступная ссылка с 17-02-2016 (1467 дней))

Отрывок, характеризующий Карнавал

– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.

массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. Обычно совпадает с масленицей.


Смотреть значение Карнавал в других словарях

Карнавал — м. католическая масленница; масленные увеселения, ряженье, окрученье. ьный, к карнавалу относящ. ьщик м. -щица ж. карнавальные гуляки.
Толковый словарь Даля

Карнавал — карнавала, м. (ит. carnevale). 1. В романских странах Западной Европы - весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской........
Толковый словарь Ушакова

Карнавал М. — 1. Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными........
Толковый словарь Ефремовой

Карнавал — -а; м. [итал. carnevale]
1. В Италии, позднее во Франции, Испании, Германии, Латинской Америке: весенний праздник, сопровождающийся уличными шествиями, маскарадом (соответствующий........
Толковый словарь Кузнецова

Карнавал — (франц. carnaval) - вид народного гулянья с уличными шествиями,театрализованными играми.
Большой энциклопедический словарь

Карнавал — (фр.), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, песнями и танцами. В эпоху Возрождения К. являлся олицетворением чувственного начала в жизни городских низов.........
Сексологическая энциклопедия

Карнавал — в низшей мифологии народов Европы антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы, проходившего накануне великого поста (за сорок дней до христианской........
Энциклопедия мифологии

Карнавал — (carnival) - исторические формы социального ритуала, которые допускают временную отмену социального порядка и в ходе которых нарушаются социальные нормы (например,........
Социологический словарь