Когда константинополь стал стамбулом. Когда говорят камни

Стамбул — единственный мегаполис в мире, который расположен сразу в 2-х частях света. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур. У древнего города, с которого началась христианская история Европы, богатая история с биографией. Неудивительно, что за более чем двухтысячелетнюю историю он не раз менял свое название.

Город был основан греками в 667 году до н.э. под именем Византий, предположительно так его назвали в честь греческого царя Византа. В 74 году уже нашей эры Византий стал частью Римской империи. Имя города при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает увековечить имя своего сына Антония и на 19 лет Византий стал зваться Августой Антониной. Имя, как свидетельствует история, не прижилось.

В 330 году первый христианский император Константин провозглашает Византий столицей империи и издаёт указ о его переименовании в Новый Рим. Это имя также не пришлось по душе его жителям и неофициально все продолжали называть город Византием.

За время правления Константина город был основательно перестроен: храмы греческим богам на Акрополе остались нетронутыми, но облик города совершенно изменился. В благодарность за это через сто лет, уже при правлении Феодосия II, было принято решение официально сменить название Новый Рим на Константинополь. Город Константина, если дословно с греческого.

После распада империи Константинополь становится столицей Византийской империи (Восточно-Римская — с 395 года, осталась единственной империей с 476 года). Самоназванием империи было «Ромейская», а народа — «ромеи» — римляне. Этим именем — «румлар» по-турецки — турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.

На протяжении тысячелетия Константинополь был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками и султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. Завоеватель перенес сюда свою столицу, что означало конец Византийской империи и начало новой - Османской империи.

Удивительно, но султан не стал переименовывать Константинополь и город жил под этим греческим именем аж до марта 1930 года, когда правительство Кемаля Ататюрка, провозгласившее несколькими годами ранее Турецкую республику, решило отринуть греческое имя древнего города и повелело отныне называть его Istanbul (по-русски - Стамбул). Что якобы означает "наполненный исламом". Мусульманских храмов там действительно много, в том числе и переделанных из христианских.

Согласно более распространенной версии, исторический сюрприз, в том, что это вовсе не турецкое слово, а тоже греческое. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его «Истинполин» или "Истемболис", что восходит к греческой фразе греч. εἰς τὴν Πόλι(ν) («ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)») — «в город» или «к городу».

29 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская империя оказалась завоевана турками. Мечта о том, что однажды турецкий Стамбул снова станет греческим Константинополем, остается для многих греков такой же актуальной, как и пять веков назад. В годовщину взятия Константинополя мы беседуем со специалистом по греческому фольклору к.ф.н. Ксенией Климовой о легендах, связанных с жизнью Города.

- Ксения, нынешнее название Константинополя - Стамбул правда родилось в день падения города?

Конечно же, насчет дня говорить сложно, но, в общем, оно действительно возникло во время осады Константинополя. Вспомним, что Константинополь - столица Византии - резко выделялся для ее жителей среди остальных городов империи, поэтому часто его называли просто И Поли (Η Πόλις), то есть Город, в памятниках письменности - с большой буквы.

Согласно самой распространенной версии, когда турки осаждали Константинополь, греки, отступая. Кричали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), то есть «в город!» Турецкие солдаты не очень оперировали топонимическими понятиями и посчитали, что византийцы выкрикивали название города и так и назвали его - Истамбул или Стамбул.

- Город занимал особенное место в сознании византийцев?

Да. Описания Константинополя встречаются в официальных хрониках, например, есть известный трактат «О постройках» греческого историка Прокопия Кесарийского, который очень подробно повествует о различных постройках времен императора Юстиниана Великого, в том числе о Святой Софии. Но у меня как у фольклориста наибольший интерес вызывают народные предания и легенды.

Главной константинопольской постройкой всегда был храм Святой Софии, который стал «героем» многих легенд. Самые ранние возникли уже в период постройки храма. Считается, что план храм не был придуман зодчими, а был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. И когда возникали споры по поводу постройки, ангелы снова являлись ему во сне и говорили, как надо поступить.

По всей Греции рассказывают о том, что очень долго не могли придумать план храма. Главный зодчий предлагал императору разные варианты, но ни один не нравился императору. И в один прекрасный день случилось чудо.

После литургии император первым подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол, его подхватила и унесла пчела. Но нельзя было допустить, чтобы просфора оставалась у пчел. И император приказал всем открыть свои ульи и посмотреть, нет ли ее там внутри. Главный зодчий тоже открыл свой улей, и увидел, что пчелы внутри него построили из воска прекрасный храм. И сделали его настолько искусно, что снаружи он был украшен рельефами, а внутри все было устроено как в настоящей церкви. Двери храма были открыты, и через них модно было увидеть, что на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий удивился, пригласил императора, и византийскому правителю так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой восковой модели.

Уже потом, когда София была построена, возникли другие предания, например, о плачущей колонне в нижней части храма справа от входа. Она так называется потому, что в ней есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание и оно исполнится. Считалось, что колонна обладает целебной силой, к ней можно было приложить голову - и она переставала болеть.

- Падение Константинополя тоже нашло отражение в легендах?

Да. Причем связанных все с той же Святой Софией. Например, на высоте 4-х примерно метров от пола в храме виден отпечаток руки. По поводу его происхождения есть две версии - турецкая и греческая.

Согласно греческой легенде, во время этой последней литургии над молящимися появилась Богородица, простерла свой покров над христианами и прикоснулась к одной из стен своей рукой.

Турки считают, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. Во время осады Города в софийском храме служили литургию. Турки ворвались внутрь и перерезали всех молящихся. Так что султан въезжал внутрь уже по трупам, то есть на определенной высоте от земли. Его конь испугался такого количества мертвых тел, встал на дыбы - и Мехмед, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Рука была в крови, и остался отпечаток.

- Но говорят, что турки перерезали не всех…

Да, существует предание. Что священник, который тогда служил литургию, не успел ее завершить и вошел вместе с Чашей в стену храма. Если приложить к ней ухо, в любое время суток услышишь шум, напоминающий шепот - это священник продолжает читать молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернется обратно к грекам. Тогда он выйдет из стены и завершит свою литургию.

Вот сейчас осенью этого года в храме Святой Софии собираются отслужить литургию, и некоторые говорят, что священник выйдет из стены.

Про престол Святой Софии тоже сочиняют много легенд. Говорят, что он не мог попасть в руки турок, поэтому, когда турки подходили к городу, греки его вынесли, чтобы на корабле отвезти на материковую Грецию. Н по дороге корабль утонул. И хотя там, где он затонул, всегда были бури, сейчас море в этом месте всегда спокойно. И говорят, что когда Константинополь вернется к грекам, престол достанут со дна моря и отнесут в Святую Софию.

- Никто не пытался его достать?

Не знаю. Но мне кажется, что на самом деле престол все-таки не вынесли. Эти рассказы не имеют исторических оснований. И потом, как бы священник мог без престола служить литургию?

Что касается всяких незавершенных действий. Рассказывают про недожаренную рыбу. Некто - в некоторых вариантах император, в других - монах или старец - в день падения Константинополя жарил на сковороде рыбу. Когда к нему пришли и сказали, что город пал, человек не поверил и ответил: «Скорее рыба оживет и спрыгнет со сковородки, чем падет Город». И рыба ожила, выпрыгнула со сковородки и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбины, поджаренные с одной стороны. И когда Константинополь вернется к грекам, они прыгнут обратно на сковородку, их дожарят - и все встанет на свои места.

- Что говорят легенды о судьбе последнего византийского императора Константина IX?

- Это одни из самых известных константинопольских легенд. Что случилось с императором, точно не знает никто. Сам султан после финального сражения пообещал большую награду тому, кто принесет голову Константина IX, и было отмыто от крови множество голов и трупов, но императора так и не удалось среди них обнаружить. По одной версии, его видели убитым у ворот Константинополя. По другой, голову императора нашли сразу и отнесли султану. Он насадил ее на кол и отослал ко дворам разных мусульманских правителей, чтобы похвастаться победой.

Еще рассказывают, что тело императора якобы опознали по носкам, на которых были вышиты золотые кресты. В то же время известно, что приближенные императора не видели ни его тела, ни его головы. Поэтому возникает вопрос о том, действительно ли его принесли ко двору султана, или все же где-то похоронили.

Раньше туристам в одном из заброшенных уголков Константинополя, на площади Вефа, показывали место, которое якобы было могилой последнего византийского императора. Над ней горела лампада, а паломники приносили и зажигали рядом с ней свечи. Сейчас это место почти не посещают.

По другой легенде, император Константин был похоронен в бывшем храме святой Феодоры, нынешней мечети Гюль-джами. В переводе «Гюль-джами» значит «мечеть роз». В мае 1453 года накануне падения Константинополя был праздник святой Феодоры, и император Константин повелел украсить освященный в ее честь храм розами и вместе с патриархом молился там весь вечер. По легенде, когда турки ворвались в город, храм оставался украшенным множеством роз. Красота храма так поразила султана Мехмеда II что он назвал его Гюль-джами.

- А это что за известная легенда о мраморном царе?

Это самое известное предание о судьбе последнего византийского императора. Согласно этой версии, когда турецкий солдат занес руку с мечом, чтобы отрубить Константину IX голову, внезапно появились ангелы и унесли императора в неизвестном направлении. Но христиане знают, что отнесли его к Золотым воротам, парадному входу в Константинополь, и спрятали в подземной пещере. Там император уснул и превратился в мрамор. Мраморный царь будет спать до тех пор, пока не придет время и Константинополь не освободится от турецкого владычества. Тогда он проснется, и ангелы дадут ему его меч, и император встанет и победит турок и прогонит вражеское войско до Красной Яблони.

- Почему до Красной Яблони?

Что такое Красная Яблоня, сказать очень сложно. Это какой-то мифологический топоним. По одной из версий, в турецком языке было слово, которое можно перевести как «красная яблоня», обозначало оно большой город. Можно предположить, что красная яблоня - или относимое к ней красное яблоко - это такая метафора, которая означает или далекий город, из которого пришли турки, или вообще истоки мироздания. В любом случае, очень далекое от Константинополя место.

- А как турки относились ко всем этим легендам?

Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя!

- А правду говорят, что турецкие султаны - потомки византийских императоров?

Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны - потомки византийских правителей.

- Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам…

Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим.

Σημαίνει ο Θιός, σημαίνει η γης, σημαίνουν τα επουράνια,
σημαίνει κι η Αγιά Σοφιά, το μέγα μοναστήρι,
με τετρακόσια σήμαντρα κι εξήντα δυό καμπάνες.
Κάθε καμπάνα και παπάς, κάθε παπάς και διάκος.
Ψάλλει ζερβά ο βασιλιάς, δεξιά ο πατριάρχης,
κι απ" την πολλή την ψαλμουδιά εσειόντανε οι κολόνες.
Να μπούνε στο Χειρουβικό και να "βγει ο βασιλέας,
φωνή τους ήρθε εξ ουρανού κι απ" αρχαγγέλου στόμα:
«Πάψατε το Χερουβικό κι ας χαμηλώσουν τ" άγια,
παπάδες πάρτε τα ιερά, και σεις κεριά σβηστήτε,
γιατί είναι θέλημα Θεού η Πόλη να τουρκέψη.
Μόν" στείλτε λόγο στη Φραγκιά, να "ρθούν τρία καράβια,
το "να να πάρει το Σταυρό και τ" άλλο το Βαγγέλιο,
το τρίτο το καλύτερο, την Άγια Τράπεζά μας,
μη μας την πάρουν τα σκυλιά και μας τη μαγαρίσουν».
Η Δέσποινα ταράχτηκε και δάκρυσαν οι εικόνες.
«Σώπασε, κυρά Δέσποινα, και μη πολυδακρύζης,
πάλι με χρόνους, με καιρούς, πάλι δικά μας είναι!»
Звонит Бог, звонит земля, звонят небеса,
бьет в колокола и Святая София, великий монастырь,
в четыреста колокольцев и шестьдесят два колокола.
На каждый колокол - по попу, на каждого попа - по дьяку.
Поет слева царь, справа - патриарх,
и от этих псалмов дрожат колонны.
Вот уже поют Херувисткую и выходит царь,
как голос им послышался с небес из архангельских уст:
«Прекратите Херувимскую, и пусть смолкнут песнопения,
попы, заберите Дары, а вы - погасите свечи,
потому что воля Господа, чтобы Город стал турецким.
Только пошлите гонца в Венецию, чтобы пришли три корабля:
один заберет Крест, другой - Евангелие,
а третий, самый лучший - наш Святой Престол,
чтобы собаки не притронулись к нему и его не осквернили».
Богородица испугалась и заплакали иконы.
«Не плачь, госпожа Богородица, и слез не проливай,
пройдут года, пройдут века, и снова Город будет нашим!»

И эта фраза - о том, что однажды город снова станет нашим - нередко используется националистически настроенными партиями как лозунг во время предвыборных компаний. Так что многие легенды живы и по сей день.

А вообще есть особый пласт преданий о возвращении Константинополя. Например, рассказывают, что однажды над Святой Софией показался сияющий крест, который турки никак не могли узнать. Это было знамением того, что однажды София снова будет греческой.

Еще до падения, в момент упадка Византии появились предания о том, что восстановить былое величие и свободу грекам поможет светловолосый народ, который придет с севера. Спустится через Балканы и прогонит их врагов. До этого случится война, в которую будут вовлечены шесть балканских народов.

Особенно популярно предсказание якобы Льва Премудрого, начертанное на крышке гробницы Константина Великого: «…множество народов западных соберутся, нанесут войну Исмаилу морем и сушей и победят его. Потомки его будут царствовать мало времени. Род же русых вместе с прежними обладателями победит Исмаила и овладеет семихолмным».

Другое известное предсказание - Мефодия Патарского, в котором прямо упоминается «великий князь Московский».

Эти предсказания были известны русским царям, и каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, эти легенды оживали в памяти. Тем более, что жена Ивана III София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина IX, что способствовало стремлению русских царей отвоевать византийское наследие.

Сейчас в Греции есть журналист Демосфенис Льякопулос, который он очень любит всякие мифические откровения и постоянно говорит о том, что Россия поднимается и скоро русские придут и освободят Константинополь. Так что все это очень даже живо.

Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств.

Для любого грека это памятная дата. Как правило, в этот день показывают фильмы и передачи о Константинополе. Его истории и завоевании, рассказывают обо всяких легендах, связанных с Городом…

Кстати сказать, 29 мая 1453 года был вторник. Поэтому сочетание 29 числа и вторника считается неблагоприятным днем для начала дел. Не таким, как пятница 13. Но что-то в этом роде.

- Есть ли какие-то указания на год или день освобождения Константинополя?

Сложно сказать, в разных легендах по-разному. Но, в общем, говорится. Что это должно произойти лет через 500-600 после его падения.

- Случайно в Греции не служат молебнов об освобождении Города?

Не знаю. Ничего подобного пока не встречала.

Ольга Богданова

И ведь была я в Стамбуле всего один-единственный день, а вот уже почти месяц разбираю фотографии и никак не могу успокоиться. Потому что каждая фотография хранит в себе интереснейшую историю. И нет им конца и края


Сегодня расскажу о Ипподроме, который когда-то занимал огромную площадь, расположенную по обе стороны от Голубой мечети.


После печально известного 1453 года, когда Константинополь стал турецким, и Византия прекратила своё существование, эта площадь была переименована в Султанахмет. Но название Ипподром, осталось, как дань памяти прошлому, когда и Константинополя еще не было, а был город Византий. В 203 году н.э. Ипподром начал строить Септимий Сервер, а завершил эту стройку века Император Константин Великий в 325 году.

По вполне понятным причинам ни фотографий, ни даже картин Ипподрома античного периода не имеется, поэтому воспользуюсь рисунком реконструкцией, чтобы было понятно, что из себя представлял этот комплекс в те времена, когда сюда собирался народ, жаждущий ярких зрелищ и сильных эмоций.
Ипподром в то время имел форму подковы, и одновременно в нём могло находиться до 150 тысяч человек.


А так выглядела небольшая часть Ипподрома в 19 веке, когда Константинополь давным-давно стал Стамбулом.
На этой замечательной фотографии изображены именно те памятники античных времен, о которых мне хочется рассказать. Конечно же, сейчас никаких собак, лошадей и ослов здесь не наблюдается. В любую погоду, утром, днём и поздним вечером: в зной, в дождь и в холод, площадь заполнена туристами со всех концов света, которые также, как в античные времена, жаждут зрелищ. И хотя вместо шума и гама, сопровождающего всяческие состязания и развлечения, здесь можно услышать только громкое пение и призывы муэдзина, эта площадь, как магнит, притягивает к себе всех, кто впервые вступил на земли бывшей Византийской империи.
Фото ОТСЮДА


Вы, наверняка, помните, о трагическом событии в январе прошлого года, когда Турция была в трауре. От террористического акта погибли люди. Произошло это именно здесь, на площади Ипподром, возле древнеегипетского обелиска.
Время делает своё дело. Площадь заполнена людьми. Давно смыта кровь невинно убиенных, но скажу честно, мне здесь было несколько неуютно. Да еще и погода способствовала этому настроению.

Но история этого обелиска чрезвычайно интересна. Потому что это самый настоящий древнегипетский обелиск, который первоначально был установлен в Фивах в 1460 году до нашей эры! Обелиск был посвящен тридцатилетию правления шестого фараона из династии Тутмоса. В Константинополь обелиск был привезен в 390 году по приказу императора Феодосия Великого. Первоначальная высота обелиска Феодосия была около 38 метров, и весил он 543 тонны! Как же, и с помощью чего доставили эту махину в Константинополь? Самое интересное то, что доставка обелиска задокументирована на нём же. Нужно только очень внимательно всё рассмотреть. Что мы сейчас и сделаем.


Специально для обелиска на Константинопольском Ипподроме был сооружен мраморный пъедестал, на котором в хронологическом порядке были выбиты сцены из правления императора Феодосия, а также, что мне кажется чрезвычайно интересным, сам процесс транспортировки и водружения египетской колонны на пъедестал.
Но как же доставили этого гиганта из Египта в Константинополь? Каким-то образом его опрокинули на землю и тащили до берега Нила с помощью блоков, на который наматывали канат. Всё это прекрасно изображено на верхней части барельефа, которая, к сожалению, плохо сохранилась.


.
Тащили его на волокуше, с увлажненым тростником, который от тяжести обелиска и от силы трения закручивался сзади в спираль. Затем его погрузили на специальный корабль. Интересно то, что в Константинополь была доставлено лишь верхняя часть обелиска - 20 метров с весом в 280 тонн. Очевидно, обелиск во время всех этих манипуляций раскололся. Где же осталась нижняя часть - неизвестно. А может, его специально укоротили, чтобы уменьшить вес. Но история об этом умалчивает.
На нижней части барельефа изображена уже установка обелиска с помощью кранов на пьедестал.

Переводим взгляд вверх и видим на пъедестале изображение императорской семьи, сидящей в ложе, в окружении сановников и стражи. К ложе вели ступени, выложенные морскими раковинами, по которым император торжественно поднимался, давая знак особому сановнику. Сановник бросал на арену платок, и состязания начинались. Внизу барельефа - зрители, которые размахивают, очевидно, шарфами. Они внимательно наблюдают, как происходят состязания на колесницах. В античные времена все зрители делились на, так называемые, "спортивные партии", каждая из которых имла определенный цвет. То есть, если бы барельеф был в цвете, то мы могли бы увидеть "белые", "красные", "синие" или "зеленые" шарфы.
Повреждения на барельефе - это канал, где проходила водопроводная труба. После установки обелиск был приспособлен под фонтан. Потому пришлось немного изуродовать прекрасный мраморный пьедестал. (Не было на них императора Феодосия Великого!)


Если вы были в Венеции, то, конечно же, помните четырех коней, которые находятся на лоджии собора Св.Марка. Откуда их привёзли по велению всё того же Феодосия Великого в Константинополь и установили над императорской ложей на Ипподроме, не известно. Но точно известно, что в 1204 году, когда крестоносцы грабили Константинополь, кони были обезглавлены и доставлены в Венецию. И между прочим, стали одним из символов Венеции. Вот ведь как иногда несправедливо распоряжается история. Хотя, по большому счету, Византийские императоры тоже тащили в Константинополь всё прекрасное, что могли увезти из завоеванных стран.


Обходим обелиск по кругу.

Здесь опять Император со своей семьей, но уже в руках у него лавровый венок, которым он собирается увенчать победителя состязаний. Внизу - простой люд, наблюдающий за тем, как актеры, жонглеры, фокусники, акробаты и танцовщицы показывают свое мастерство. В большие праздники на Ипподроме вместо состязаний устраивались подобные зрелища. Кроме того здесь происходили и борьба диких зверей, и бои гладиаторов.


Еще ниже - посвятительная надпись на латыни, которая прекрасно сохранилась. В ней обращение обелиска к будущему. По-моему, замечательно придумано! Читаем с помощью Википедии: "«Хотя ранее я противодействовал сопротивлению, я получил приказание к послушанию безмятежным властителям, чтобы нести их пальмовую ветвь, как только тираны были повержены. Всё уступает Феодосию и его всевечной династии. В этом также и моя правда — я был побеждён и за трижды по десять дней обрёл властителя, будучи поднят в воздух при префекте Прокуле».


Следующий барельеф. Всё та же императорская семья. А внизу варварские племена коленопреклоненно выражают свою покорность императору, принося ему свои дары. Заинтересовала семья Феодосия Великого. Оказалось, что у него было две жены. Второй раз он женился, когда овдовел в 387 году. А так как обелиск был установлен в 390 году, то на барельефах, наверное, изображена его вторая жена - Галла.


Внизу - надпись, но уже по-гречески: «Это — колонна с четырьмя гранями, которая лежит на земле; только император Феодосий осмелился возвести её снова; Проклос был приглашён выполнить приказ; и эта великая колонна была установлена за 32 дня.».
Как-то "писатели" не договорились. По-латыни написали, что колонна возведена за тридцать дней (трижды по десять дней), а по-гречески - за 32 дня.


И последняя грань мраморного постамента. Практически всё те же действующие лица, кроме двух фигур, стоящих по обе стороны от ступеней, по которым, очевидно, победитель состязаний поднимается к императору. Кто они - можно строить множество предположений. И внизу всё те же зрители.
Справа от императора, наверное, его сыновья от первого брака - Аркадий и Гонорий. Перед кончиной от водянки, которая случилась в 395 году, Феодосий Великий разделил наследие Римской империи между своими сыновьями. Аркадий стал править в Восточной (греческой) части со столицей в Константинополе, а Гонорий - Западной (латинской) части Римской империи.


А в самом низу видим непосредственные игры на ипподроме: конные колесницы о всадниками, просто конные бега. А еще - почему-то несколько обелисков.

Вот примерно так выглядели эти конные бега на замечательной картине, неизвестного художника, найденной
Состязания на колесницах были самым любимым зрелищем для жителей Константинополя. Я уже говорила о том, что все зрители делились на "спортивне партии", и каждая партия имела свой цвет. Колесницы также были белого, красного, синего и зеленого цвета. Можно представить, что творилась на трибунах во время этих забегов. И нужно добавить,что наездники были очень богатыми, известными и уважаемыми людьми, а имена лошадей знал весь город.


А здесь можно даже всё это увидеть в замечательной реконструкции. Подсмотрела

Конечно же, мне очень хотелось прикоснуться рукой к мрамору тысячелетней давности. Но увы, дотянуться к обелиску было невозможно. Но я нашла выход. Не я - так мой зонтик, чуть-чуть, но всё-таки, прикоснулся к мраморной плите с абсолютно точным указанием его возраста - 390 год нашей эры!


Совсем рядом с египетским обелиском я увидела ничем не примечательный внешне "какой-то" закрученный, позеленевший от времени, металлический столб. И, честно говоря, не придала ему особого значения. Вся была в мыслях о Древнем Египте и ходила вокруг обелиска, представляя, как его тащили волоком оттуда. Но на всякий случай сделала несколько фотографий закрученного столба, предполагая потом почитать о нём.

Но как же я ошибалась! Этот столб оказался остатком от Змеиной колонны, которая когда-то стояла в святилище Аполлона в Дельфах, и на вершине её находился золотой жертвенный треножник! Изготовлена она была в 479 году до нашей эры (!). Самое интересное, что этот золотой треножник был изготовлен из трофеев, которые греки захватили у персов во время греко-персидской войны. "Из этой десятины был [сделан и] посвящён золотой треножник, который стоит в Дельфах на трёхглавой медной змее непосредственно у алтаря" - так писал Геродот. (Десятина, потому что десятая часть от военных трофеев у греков всегда посвящалась богам.)

Спустя сотню лет золотой треножник был украден во время очередной войны. А в 326 году уже новой эры, по приказу императора, Змеиная колонна, но уже без треножника, была перевезена в Константинополь и установлена на Ипподроме.

Судьба змеиных голов, которые были изготовлены из щитов поверженных персов также интересна и загадочна. По одной из версий змеиные головы было приказано уничтожить, когда османы праздновали победу над Константинополем. А по другой - змеиные головы были отбиты в начале 18 века пьяным поляком. Очень нтересно, почему вдруг именно поляк оказался причастным к этой "змеиной" истории.
Сейчас имеются две змеиные головы. Одна из них хранится в Археологическом музее Стамбула. Фотографию змеиной головы, красовавшейся когда-то на Змеиной колонне, любезно предоставил vladimirdar За что Владимиру моя премногая благодарность.


Получила еще одну змеиную фотографию. Змея, оказывается, с зубами! Есть легенда, согласно которой Мехмед, въехав в побеждённый Константинополь 29 мая 1453 года, и осматривая достопримечательности Города, остановился возле Дельфийской колонны и ударил её своим жезлом с такой силой, что сломал одной из змеиных голов челюсть. Так что, возможно, это и есть та самая голова, поврежденная жезлом Мехмеда. На этой фотографии явно видно, что нижней челюсти у неё нет.

Вторая змеиная голова - в Британском музее. Как же я пожалела, что не знала эту историю раньше. Ведь могла разыскать её и сфотографировать, когда была там.
.А вот как Змеиную колонну изображали на миниатюре 16 века. То есть этот рисунок опровергает первую легенду. То есть в 16 веке Змеи еще извивались на колонне, и кроме того, за ней очень даже хорошо ухаживали.
Картинка из Википедии.


Обратила внимание, что Змеиная колонна находится, как бы в яме. Нашла в Сети объяснение: "Все дело в том, что со времен ее установки в 326 году "культурный" слой нарос достаточно сильно (в Стамбуле считается, что со времени основания здесь Константинополя он достигает 7 метров), поэтому все исторические объекты приходится раскапывать, и они находятся ниже сегодняшнего уровня поверхности земли ".
Больше подробностей о Змеиной колонне можно почитать у И плиты и сфера исчезли опять же во время Крестового похода 1202-1204 г.г. В память о плитах остались только эти круглые отверстия. И глядя на них, можно хорошо себе представить, как безжалостно выдирали эти позолочные плиты грабители, носящие имя "Крестоносцы".
А когда уже обдирать было нечего, обелиск облюбовали янычары. Они устраивали соревнования, кто быстрее взберется на его вершину. Удивительно то, что многострадальный обелиск устоял во время сильнейшего землетрясения, которое произошло в 1894 году.



Очень интересный рассказ о тайнах обелиска Константина можно посмотреть на этом ролике.

Время шло, горожане почему-то начали терять интерес к Ипподрому. Состязания и праздники устраивались здесь всё реже и реже. После грабежа, устроенного крестоносцами в 1204 году, Ипподром был вообще покинут. Бронзовые статуи, украшавшие его, были расплавлены, и из них чеканили монеты. В раннеосманский период какое-то время здесь еще проводились конные состязания и прочие развлечения. Например, здесь устанавливали палатки хирургов, которые проводили обрезания принцев, а заодно и обрезание незнатного люда. Иногда здесь праздновали свадьбы, которые могли длиться неделями. Были также отведены места, где вешали янычар и там же складировали убитых.

Праздник обрезания принца Мехмеда. Османская миниатюра.

Церемония обрезания принца (праздник) проводится в возрасте шесть-семь лет в присутствии высших сановников.

В общем, Ипподром потерял своё прежнее назначение и постепенно разрушался. Из его развалин начали строить дома В 17 веке здесь началось строительство Голубой мечети, для чего разрушили византийский большой дворец и остатки зрительских мест Ипподрома.
Но историческая часть с памятниками византийского периода всё-таки осталась. Есть замечательная картина очень интересного французского художника J ean-Baptiste van Mour (1671-1737), который приехал в Стамбул в свите французского посла. Он оставил о себе замечательную память: запечатлел в своих картинах и рисунках историю, быт, портреты и прочие особенности страны, которую так полюбил, что остался здесь до конца своих дней.

ОТСЮДА

Думаю, что вы узнали на картине и обелиски, и Змеиную колонну, о которых я вам так долго и нудно рассказывала. И хотя о Голубой мечети, которая здесь так красиво изображена, написаны, наверняка, тысячи постов, всё равно буду о ней рассказывать. Потому что мне очень хочется еще раз прочувствовать всё то, что случилось со мной в интереснейшем и необыкновенном Стамбуле.

Внимательно читала: Надежда Ионина."Стамбул. История. Легенды. Предания" и материалы Википедии.

Прежде чем ответить на вопрос: "Как сейчас называется Константинополь?", следует узнать то, как он назывался прежде.

Корни этого древнего города уходят в далекий 658 год до нашей эры. Остров, который с высоты полета гордой птицы орла был похож на его голову, приглянулся греческим колонистам из Мегары. Они поселились на этой земле, которая между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Название своему городу поселенцы выбирали недолго – оно было дано в честь вождя Византа. Византий – такое решение удовлетворило всех.

Прошло почти четыре столетия, город стал процветать и уже казался лакомым куском для окружающих соседей. Римский император три года держал гордый Византий в осаде, и, только разрушив его до основания, смог полностью завоевать. Надо отдать должное – по его приказу город был отстроен. Жизнь забурлила в Византие с новой силой.

Где находится Константинополь, в какой стране?

Незаметно пролетали года, столетия и наступил 330 год. Известный всем современникам Константин I (римский император) принял решение сделать основной город Византии столицей империи. Это настолько изменило провинциальный центр, что узнать через пару десятков лет его уже было невозможно. Огромный город прославился невиданными богатствами и славой, облетевшей многие соседние страны. Сначала была попытка назвать столицу Новый Рим, но не прижилось это название. Город стал носить имя самого императора – Константинополь. Он стал центром мировой торговли. История его была долгой – многие страны беспрерывно хотели его завоевать. Как результат, можно подвести итог: Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи, но прежде это была столица Римской империи. Царьград – второе имя, которое присвоили ему славяне Древней Руси.

Наступил 1453 год. Много воды утекло за период основания Константинополя, много жизней прожито... Но этот год не был простым – он вошел в историю взятием города турками. Непросто было добиться желаемого, долго длилась осада, но невозможно было ее выдержать, и чужеземные войска заняли город.

Спустя столетия Константинополь стал столицей Османской империи и назывался теперь Стамбул. Но прежняя культура не просто покидала стены города, до сегодняшнего дня в Стамбуле можно встретить то, что напоминает о гордых византийских временах:

  • Стены древних крепостей.
  • Остатки знаменитых на весь мир императорских дворцов.
  • Прославленный ипподром.
  • Уникальные подземные цистерны и другие достопримечательности.

Взятие турецкими войсками Константинополя, переименование его в Стамбул – начало другой, не менее интересной истории. Это уже история Османской империи и ее столицы.

Стамбул сегодня...

Стамбул сегодня - самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.

В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.

Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:

  • Римской;
  • Византийской;
  • Османской.

Много ли городов в мире может «похвастаться» столь увлекательной и далеко не простой историей? Константинополь преобразовывался в Стамбул довольно стремительно. Турецкий уклад жизни поглощал существующий – восточный облик становился все более привычным. Каждый строил себе свой дом в удобном месте. Улицы становились все уже и уже, глухие заборы отгораживали жителей домов от посторонних глаз. Проходы становились все более и более темными.

Больше не столица...

Стамбул перестал быть столицей в 1923 году, когда была провозглашена Турецкая республика. Столицей стала отныне Анкара, а Константинополь по-прежнему остался прекрасным, многих веков культурным центром страны. Многие туристы с разных уголков планеты устремляются в город, где витает дух императоров, воинов и простых горожан.

Как сейчас называется Константинополь – спросите Вы. Кто-то называет его Стамбул, кто-то – Царьград, кто-то – Константинополь. Важно не название, важна память обо всех, кто мужественно и верно защищал его, трудился и жил в нем прежде.

Как Константинополь стал Стамбулом? Константинополь больше тысячи лет был столицей Восточной Римской Империи. Население города в годы расцвета составляло сотни тысяч человек. Но к середине XV века некогда самый богатый город средневековой Европы влачил жалкое существование. Великий Новый Рим превратился в захолустье, в котором проживало не более 50 000 человек. Власть последнего императора Византии Константина XI распространялась едва ли дальше крепостных стен. Остатки Империи были со всех сторон окружены врагами. Государство турок-османов переживало период расцвета и масштабных завоеваний. За все время своего существования Константинополь не раз подвергался нападению. Город осаждали германские племена, восточные славяне, турки-сельджуки и даже крестоносцы во время печально известного Четвертого крестового похода. Турки-османы впервые предприняли попытку захватить Константинополь в начале XV в. Но тогда византийцы смогли отстоять свой город и туркам пришлось отступить. Следующую масштабную попытку покорить Византию предпринял султан Мехмед II в 1453 году. К древним стенам ромейской столицы подступило стотысячное войско, поддерживаемое могучим флотом и артиллерией. Защитников города едва набралось на 7000 человек. В обороне города участвовали генуэзские и венецианские наемники. Византийская столица, оставшаяся без союзников, держалась 53 дня, но, в конце концов, силы защитников иссякли, и город был взят. Император Константин XI погиб, сражаясь у городских стен как простой солдат. Поверженный город подвергся разграблению, а большая часть населения была истреблена или бежала. Султан Мехмед II, понимая всю значимость Константинополя как важного торгового и политического центра Европы, решил основать свою столицу на месте ромейской. При этом завоеватель позиционировал себя как полноправного наследника Римской Империи. Султан даже взял себе титул «Цезарь Рима», а официально город продолжал называться Константинополем вплоть до падения Османской Империи. Хотя в просторечии его все чаще стали называть Стамбулом. Но официально новое имя город получил только в 1930 году спустя почти 500 лет после основания. В первые годы после завоевания город начали активно перестраивать, наиболее значимые христианские храмы становились мечетями. Тем не менее, по приказу Мехмеда основные детали византийской планировки остались неизменными. Турецкие строители восстановили разрушенные осадой городские стены и башни, дополнив внешние укрепления города еще пятью башнями. В порядок были приведены центральные улицы, общественные бани и акведуки. Можно смело говорить о том, что при новых властителях одряхлевший город возродился заново. Однако, чтобы превратить вновь отстроенный город в центр восточно-европейской цивилизации, его необходимо было заселить. В 1459 году Мехмед принял решение позволить бывшим жителям Константинополя вернуться к родным жилищам. Чтобы избежать этнических конфликтов мудрый султан приказал разделить город на несколько кварталов, один из которых был отдан византийским беженцам. Для усиления культурного и торгового значения города в разные уголки мира были разосланы приглашения торговцам и ремесленникам самых разных народов. Так в возрожденном Константинополе появились ремесленные кварталы. Приглашения также были разосланы знаменитым деятелям культуры и ученым. С самого начала было ясно, что город по своему великолепию затмит все прошлые столицы османов. Константинополь вновь набирал силу, становился сосредоточением искусств и ремесел всей Юго-Восточной Европы. Довольно скоро столицу новой империи стали посещать дипломаты других европейских стран. Постепенно обновленный Константинополь утверждался среди других важнейших европейских центров, а молодая Османская Империя становилась могучей силой на политической арене Европы. По большому счету все эти достижения, как и само завоевание Константинополя и основание на его месте новой столицы Османского государства стало возможным благодаря личности султана Мехмеда II. Молодой правитель прославился не только как талантливый военачальник, но и мудрый правитель. Заново отстроенный им город стремительно развивался по обе стороны Босфора. Если во второй половине XV века население города едва превышало 70 000 человек, то уже через 80 лет в Стамбуле проживало более 500 000 жителей. Мехмед покровительствовал ученым, художникам и литераторам. В историю этот человек вошел под именем Магомет Великий Завоеватель. Основанная султаном Империя просуществовала почти 5 веков, в течение которых Стамбул был ее жемчужиной и столицей. И хотя ныне Стамбул не является главным городом Турции, он по-прежнему привлекает к себе внимание туристов со всего мира.