Нить Ариадны: Путеводитель ~ Бельгия ~ Брюссель ~ Дом-Музей Виктора Орта. Бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн в архитектуре Виктор Орта (Victor Horta)

Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А.Бала. Первые самостоятельные работы - три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Не случайно поэтому, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, начавшее линию "ар нуво" в архитектуре модерна - особняк Тасселя в Брюсселе.

Домом Орты восхищались по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических стилей. Пять лет спустя после того, как дом был построен, Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Ортой.

Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и интерьер. Эркер - стандартная деталь каждого дома в Брюсселе - сохранен, но Орта превратил его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Несмотря на новое моделирование, фасад для того времени, когда был построен дом, в достаточной мере консервативен: это просто обычный тип массивной каменной стены.

С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом. Свежесть замысла, столь характерная для здания на улице де Турин, еще сильнее проявляется в Народном доме. В начале ХХ века Орта построил несколько торговых зданий. В 1901 году применил при постройке здания магазина "Нововведение" (Брюссель) открытый железный каркас.

В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания первой мировой войны. В 1922-1928 годах архитектор создал проект Дворца изящных искусств для Брюсселя.

Орта сделал блестящую карьеру. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом "новых", "современных". Поэтому в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического "органического" начала и рационалистических тенденций. Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении главного фасада Народного дома, который имеет "органический" свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века.

В этом смысле Орта продолжал весьма устойчивую во Франции традицию - романтическую интерпретацию готики, когда формы готической архитектуры сравнивались с формами растительного мира. Готическая ажурность, свойственная многим произведениям этих архитекторов, шла из этого источника. "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, - говорил Орта, - и подобно готике выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре". Жизнь архитектора оборвалась в 1947 году.

Ревекка Фрумкина Искусство архитектуры существует в ритме медленных изменений. Точнее, так мы мыслим динамику стилей и предпочтений в этой сфере. Поэтому история архитектуры, как правило, не слишком внятно отвечает на вопросы о том, кто первым построил дом из N этажей (безопорный мост с пролетом Х метров, использовал пандусы вместо лестниц, строил только из стекла и железа, открыл для нас стиль неоготики и т. д.).

Тем более приблизительны высказывания об основателях того или иного стиля в архитектуре. Однако же основателем стиля ар-нуво (l"Art nouveau) единодушно признается бельгийский архитектор Викто́р Орта́ (Victor Horta, 1861−1947).
Орта в своем рабочем кабинете Виктор Орта родился в Генте, в ранней юности увлекался музыкой, однако после нескольких лет учебы в Париже занялся рисованием и в дальнейшем избрал для себя профессию архитектора. Учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, его профессором и наставником стал известный бельгийский архитектор Альфонс Балат (Alphonse Balat), архитектор короля Леопольда II, создавший впоследствии знаменитые Королевские оранжереи в Лакене (Laeken). Орта работал у Балата в качестве помощника, что сыграло немаловажную роль в его профессиональном становлении. Купол Королевских оранжерей Королевские оранжереи представляли собой обширный комплекс построек из стекла и железа, над которыми проектировавший их Балат работал более двадцати лет. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, были в дальнейшем использованы в качестве своего рода азбуки стиля ар-нуво; таким образом, для Орта этот опыт был бесценным.

Профессиональная биография Виктора Орта слагается из двух периодов — до Первой мировой войны и после нее. Наиболее «радикальные» свои постройки, прежде всего особняки для частных лиц, Орта успел завершить до войны. Но многие крупные работы — строительство вокзала, больничного комплекса и т. п. — пришлось отложить, и в дальнейшем они оказались в целом более «классичными».

Виктор Орта был архитектором-универсалом и удивительным новатором в самых разных областях архитектуры, дизайна и строительной техники. «Новый стиль», каким Орта его создал и воплотил в материале, предполагал одновременно использование новых принципов планировки и новых материалов.

Итак, «новый стиль» явил миру новые понятия о пластической гармонии. И хотя Орта не был ни проповедником этого стиля, ни философом, он проектировал не только новое здание, но и иное отношение к качеству материального окружения человека.
Перила лестницы в доме Орта Доступные нам фотоматериалы позволяют составить представление преимущественно о домах, построенных Виктором Орта для частных лиц и для себя самого, — в его доме в Брюсселе теперь находится Музей Орта.
Дом Тасселя Подчеркнем, что ни в одном из построенных особняков Орта не стремился выделиться из уже существовавшего архитектурного фона. И его дома на первый взгляд не так уж отличаются от соседей. А ведь задача архитектора и в доме Тасселя, и в доме Сольве, и в особняке, построенном Орта для своей семьи, чрезвычайно осложнялась тем, что архитектурно новаторскую постройку следовало «уместить» между уже имевшимися домами.
Дом Сольве При этом в конструктивном аспекте Орта всякий раз предлагал откровенно дерзкие решения. Это прежде всего так называемый открытый план, когда комнаты плавно перетекают одна в другую, а междуэтажная лестница не помещена в лестничную клетку, но включена в разомкнутую композицию. Это еще и подчеркнутое единство стиля в оформлении всех деталей, включая силуэты оконных рам, дверные ручки и форму светильников. При этом в работах Орта стилистическое единство никогда не переходит в навязчивость.
Дверная ручка Из построек Виктора Орта лучше всего сохранились особняки частных лиц — именно они вошли в наследие ЮНЕСКО.

Бывший дом Виктора Орта

Виктор Орта для Брюсселя - как Гауди для Барселоны, а этот музей - его бывший дом. Если думаете, что ар-нуво вас не интересует, это место заставит вас поменять свое мнение. По соседству с музеем щедро раскиданы другие жемчужины ар-нуво, так что прогулка обещает быть занимательной.
Музей не работает по понедельникам.

Виктор Орта – жизнь и творения

Стиль модерна, или по-другому ар-нуво, появился в искусстве и архитектуре в конце 19 начале 20 века. Особенностью этого художественного стиля был отказ от прямых, жёстких линий и обращение к более естественным и живым изгибам. Нередко источником вдохновения для создания новых творений, выполненных в данном стиле, служила сама природа, различные растения.

Искусство зачастую отражает стремления человеческого духа, однако бывает трудно объяснить, как дух времени влияет на соответствующий тип искусства. Каждое крупное произведение - выражение какого-либо аспекта жизни общества или человека. Стиль модерн стал проявлением желания отойти от строгости готических сооружений и привнести в форму здания больше естественности и гибкости линий. В архитектуре этот стиль проявился в особой эстетичности наряду с функциональностью строений.

Тщательно прорабатывались все элементы здания: лестницы, балконы, двери. При этом не меньше внимания уделялось интерьеру - всё должно было быть выдержано в одном стиле.

Одним из первых архитекторов, отклонившихся от строгой готики к стилю ар-нуво, был Виктор Орта . Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Виктор Орта начал своё обучение в консерватории города Гента, однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке и позднее он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств. Его учителем был А. Бала. С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил.

Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. Этот знаменитый дом профессора Брюссельского университета стал одним из первых шедевров молодого архитектора. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя. Он отличался новизной - в его внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Искусно комбинируя стекло и металл, архитектор достиг эффекта прозрачной плёнки, благодаря чему свет проникал повсюду, а лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения. Комнаты особняка были просто залиты светом. Большую часть площади первого этажа дома, со стороны двора, Виктор Орта отвёл под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещённой стеклянным фонарем. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы - травы и деревьев. Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. «Я спрашивал себя, - говорил мастер, - почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта - живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды, в живую мелодию природы. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья. Их окружает тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, а также изящество ярких витражей, геометрический узор мозаичных полов и размеренность невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на участки. Он стремился использовать металл и стекло так, чтобы выявить их органические качества и придать этим материалам новую архитектурно-художественную выразительность. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество - образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

ОРТА ВИКТОР (франц. Horta) - бельгийский ба-рон (с 1932); ар-хи-тек-тор, ди-зай-нер и пе-да-гог.

В 1874-1877 годах учил-ся в АХ в Ген-те. С 1878 года ра-бо-тал в мас-тер-ской де-ко-ра-то-ра Ж. Де-бюс-со-на в Па-ри-ж е, в 1880 вер-нул-ся в Бель-гию; в 1881-1884 годах учил-ся в Ко-ро-лев-ской АХ в Брюс-се-ле. С 1884 года там же ра-бо-тал в ар-хитектурном бю-ро А. Ба-ла; под его ру-ко-во-дством уча-ст-во-вал в про-ек-ти-ро-ва-нии ком-плек-са ко-ро-лев-ских оран-же-рей в Ла-ке-не, близ Брюс-се-ля, где ос-во-ил приё-мы ра-бо-ты с ме-тал-ло-стек-лян-ны-ми кон-ст-рук-ция-ми.

Его пер-вой са-мо-сто-ятельной по-строй-кой стал «Храм че-ло-ве-че-ских стра-стей» (про-ект, 1890; 1891-1897 годы, пе-ре-стро-ен Ортой в 1909-1910 годах) в брюс-сель-ском Пар-ке 50-ле-тия - па-виль-он в клас-си-ци-стических фор-мах для по-сто-ян-но-го экс-по-ни-ро-ва-ния од-но-именного рель-е-фа Ж. Лам-бо. В 1890 году Орта от-крыл собственное бю-ро в Брюс-се-ле. С это-го мо-мен-та на-чи-на-ет-ся зре-лый пе-ри-од его твор-че-ст-ва, свя-зан-ный с ар ну-во - фран-ко-бель-гий-ской вер-си-ей сти-ля мо-дерн , од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков ко-то-ро-го стал Орта; его творческое кре-до сфор-ми-ро-ва-лось под влия-ни-ем сим-во-лиз-ма, идей Э. Ви-ол-ле-ле-Дю-ка, дви-же-ния «Ис-кус-ст-ва и ре-мёс-ла» и других.

Орта воз-вёл ре-во-лю-ци-он-ный в ар-хит. от-но-ше-нии отель Тас-сель (1893-1894 годы), счи-таю-щий-ся пер-вой по-строй-кой мо-дер-на в Ев-ро-пе: его сво-бод-ный план из раз-лич-ных по фор-ме и ве-ли-чи-не по-ме-ще-ний ор-га-ни-зо-ван во-круг ме-тал-лической ле-ст-ни-цы, а пла-сти-ка внутреннего уб-ран-ст-ва ос-но-ва-на на сво-бод-но из-ги-баю-щих-ся ли-ни-ях - сти-ли-зо-ван-ных фло-раль-ных мо-ти-вах, при-чём в ка-че-ст-ве де-ко-ра-тив-ных эле-мен-тов вы-сту-па-ют де-та-ли кон-ст-рук-ции. Эта по-строй-ка ста-ла пер-вой в се-рии брюс-сель-ских особ-ня-ков, где во-пло-ти-лись эс-те-тические прин-ци-пы но-во-го сти-ля: оте-ли Вис-син-гер (1894-1897 годы), Соль-вей (1895-1898 годы; ны-не му-зей), ван Эт-вел-де (1895-1897 годы; западное кры-ло, 1889-1900 годы; восточное кры-ло, 1900-1901 годы), собственный дом- сту-дия (1898-1901 годы, ны-не Му-зей Орта) и многие другие. Так-же он про-ек-ти-ро-вал об-щественные зда-ния, наи-бо-лее из-вест-ное - На-род-ный дом (1895-1899 годы, не сохранился), штаб-квар-ти-ра Бельгийской ра-бо-чей пар-тии, где Орта об-на-жа-ет ме-тал-лический кар-кас, поч-ти не ис-поль-зуя об-ли-цов-ку фа-са-да; зал для со-б-ра-ний в ман-сар-де зда-ния - с нер-вюр-ным пе-ре-кры-ти-ем, де-мон-ст-ри-ро-вав-шим един-ст-во кон-ст-рук-тив-ной и эс-те-тической функ-ции ме-тал-ло-кон-ст-рук-ций.

Но-ва-тор-ст-во твор-че-ст-ва Орта 1890-х годах за-клю-ча-лось как в от-ка-зе от эк-лек-тиз-ма и пря-мо-го под-ра-жа-ния сти-лям про-шло-го, так и в соз-да-нии им фор-маль-но-го ре-пер-туа-ра, ос-но-ван-но-го на ори-ги-наль-ных пла-стических ре-ше-ни-ях мо-дер-на, от-ве-чав-ших воз-мож-но-стям современных ма-те-риа-лов и тех-но-ло-гий их об-ра-бот-ки. Ра-бо-тал так-же как ди-зай-нер, соз-да-вая для сво-их по-стро-ек (в пер-вую оче-редь, особ-ня-ков) фур-ни-ту-ру, ме-бель, пред-ме-ты бы-та.

По-сле 1903 года Орта от-хо-дит от прин-ци-пов мо-дер-на, тя-го-тея к не-оклас-си-циз-му; мас-тер ос-тал-ся без-у-ча-ст-ным к иде-ям ар-хитектурного мо-дер-низ-ма, раз-ви-вав-ше-го-ся по-сле 1-й ми-ро-вой вой-ны . Позд-ние про-из-ве-де-ния Орта - пре-имущественно круп-ные об-щественные со-ору-же-ния: уни-вер-маг «Grand Bazar An-sprach» во Франк-фур-те-на-Май-не (1903, не сохранился), Дво-рец ис-кусств (1922-1928 годы) и Центральный вок-зал (в рус-ле ар де-ко; про-ект, 1910-1936 годы, строи-тель-ст-во с 1937 году; в 1946-1952 годах шло под руководством архитектора М. Брюн-фо) в Брюс-се-ле, Му-зей изящ-ных ис-кусств в Тур-не (1928) и другие. Пред-се-да-тель ме-ж-ду-народные жю-ри кон-кур-са (1925-1927 годы) на про-ект зда-ния штаб-квар-ти-ры Ли-ги На-ций в Же-не-ве.

Пре-по-да-вал в Сво-бод-ном университете Брюс-се-ля (1892-1911 годы; профессор факультета при-клад-ных на-ук), Ко-ро-лев-ской АХ в Брюс-се-ле (с 1912 года; в 1913-1916 годах ди-рек-тор; с 1925 года ди-рек-тор сек-ции изо-бра-зительных ис-кусств), Выс-шем институте изо-бра-зительных ис-кусств в Ан-твер-пе-не (при Ко-ро-лев-ской АХ; с 1919 года). Его по-сле-до-ва-те-ля-ми бы-ли Х. ван де Вел-де, П. Ан-кар и Э. Ги-мар. Ран-нее твор-че-ст-во Орта ока-за-ло влия-ние на российских ар-хи-тек-то-ров ру-бе-жа XIX-XX веков, в ча-ст-но-сти на Л.Н. Ке-ку-ше-ва. Ряд по-стро-ек Орта (оте-ли Тас-сель, Соль-вей, ван Эт-вел-де и собственный дом-сту-дия в Брюс-се-ле) вклю-че-ны в спи-сок Все-мир-но-го на-сле-дия.

В Германии - «югендштиль», в России - «модерн», но чаще всего это направление в искусстве называют «ар-нуво», то есть «новое искусство» по-французски. В живописи самый известный автор - австриец Климт, в скульптуре - француз Роден, а в архитектуре, пожалуй, испанец Гауди. Но Гауди не был пионером этого архитектурного направления. Основателем ар-нуво в архитектуре считается другой мастер.

Городские особняки архитектора Виктора Хорты
Объект ЮНЕСКО №1005. Включен во Всемирное наследие в 2000 г.
Бельгия, город Брюссель.

Фамилию Хорты иногда читают по-русски на валлонский манер: «Орта», с ударением на «а». Но в двуязычной Бельгии могли читать и «Хорта» - мне так больше нравится. В его биографии, как это часто бывает с биографиями художников, читателя ничто не будоражит. Родился в Бельгии, работал в Париже, увлекся декоративными растительными орнаментами. А в 1893 году возвел первый в мире дом в стиле «модерн» - особняк для профессора Эмиля Тасселя:

Через год в том же районе он выстроил дом для Арманда Сольве, сына богатого промышленника:

Работы Хорты определили внешний облик этого брюссельского района, который застраивался на рубеже XIX-XX веков. На карте города это кварталы к западу от авеню Луизы. Практически на каждой улице вы встретите жилые дома, магазины и рестораны, построенные в стиле «ар-нуво», который внедрил Хорта. К примеру, на улице Дефакс недалеко друг от друга можно увидеть особняки, построенные другом Хорты, архитектором Полем Ханкаром. Один он возвел для художника Рене Жансена...

А другой - для себя:

Перед тем, как переключиться на крупные общественные здания, Хорта тоже успел построить особняк для себя самого. Любители модерна стекаются к нему толпами:

Архитектура Виктора Хорты во Всемирном наследии ЮНЕСКО: http://whc.unesco.org/en/list/1005

Брюссель - мекка и медина «нового искусства». Шехтель, Валькот или Александр Иванов, возводившие московские постройки в этом стиле, вдохновлялись работами брюссельских архитекторов. Будете в Брюсселе - не забудьте, что это столица модерна. Особняки и поныне обитаемы, некоторые - принадлежат частным лицам и попасть в них затруднительно. Зато всегда можно сходить в дом-музей Хорты, который расположен в его собственном особняке, теперь ставшем государственной собственностью.

Второй объект ЮНЕСКО в Брюсселе - архитектурный ансамбль площади .