Панорама Лестница троллей. Виртуальный тур Лестница троллей

Причудливая нитка асфальта с крутыми поворотами в западной Норвегии и есть известная во всем мире Дорога троллей (Лестница троллей). Даже в современное время дорога, построенная в 1936 году, считается эталоном инженерного мастерства.

Из истории.
С 16 века в Румсдалене функционировала ярмарка. Она же вследствие и послужила толчком в постройке пути в Валльдален. Уже в 1891 г. от Веблунгснеса проложили первые восемь километров дорожного полотна. В это же время уездные власти Грюттен и Нордаль составили обращение к амтману, где говорилось о помощи в разработке плана постройки дороги через горный массив. Обращение было принято, и в 1894 году инженер Нильсон Ховденаку обследовал окрестности предполагаемой дороги и сообщил о том, что путь необходимо прокладывать до Стигфьелльрёр от Эвстестёля. Связывал он это с потенциалом трансформации дороги в автомобильное шоссе. Тем не менее, данный дорожный участок Стиген обходился весьма затратно, но он был пригоден для тропки, где свободно могли передвигаться лошади и люди. Директор Крагского ведомства не верил в вероятность постройки дороги для автомобилей, но в году 1896 другие исследователи подтвердили это. В дальнейшее время инженер сделал многое для воплощения своей задумки в реальность. Его упорство принесло свои результаты, и бюджет государства выделил внушительную сумму на строительство.

Уже с 1905 года началось строительство дорожного полотна и в 1913 году было полностью завершено. Но Ховденак не мог остановиться на достигнутом, и продолжал грезить о прокладке дороги для автомобилей, начиная с Валльдалена до самого Румсдалена. Он также упоминал о том, что данная дорога станет туристическим маршрутом, поскольку местный пейзаж поражает своей красотой. Он составил новый план, а также смету на строительство и в 1916 году власти дали на это добро. Укладка знаменитой дороги закончилась в 1936 году.

Примечательно, что серпантин дороги видно полностью снизу доверху. Петли серпантина насчитывают 11, а перепад высот достигает 12%. При подъеме, на середине пути, располагается мост, проложенный над водопадом Стигфоссен . Высота водопада составляет 180 метров.

На вершине располагается парковка, весьма внушительная по размерам, а также обилие сувенирных магазинов. Всего в паре минут пешего хода от парковки находится обзорная площадка, откуда открывается впечатляющий вид на водопад и дорожный серпантин.

Стоит отметить, что ширина дороги в самой широкой части не более 3,3 метров, что делает невозможным проезд машин, у которых длина более 12,4 метров.

Осенью и зимой здесь запрещен проезд, открытие данного участка зачастую приходится на конец весны. В 2005 году норвежскими властями были осуществлены починочные работы. Направлены данные работы, прежде всего, на защиту автомобилистов от камнепадов.

Выше дороги проложен туристический маршрут для пеших туристов. На более опасных участках установлены крепкие цепочные дорожки. Наверху тропы есть небольшая и своеобразная смотровая площадка. Если пройти в самый угол этой площадки, то можно очутиться у края сказочного пейзажа, а также насладиться самым полным и живописным видом на Лестницу троллей.

Лестница тролей. Вид со смотровой площадки.

Координаты : 62°28′ с. ш. 7°40′ в. д.  /  62.466667° с. ш. 7.666667° в. д. (G) (O) 62.466667 , 7.666667 Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen , в русских источниках также распространено название Дорога троллей ) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии . Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал . Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов , высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра , поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году , подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон .

Как добраться

Расстояние

  • Осло -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км

В этой статье я расскажу, как мы ездили по дороге Троллей, что видели. Упомяну все достопримечательности на которые нужно обратить внимание, чтобы ничего не пропустить. И прямо сразу вас порадую, проезд по дороге Троллей абсолютно бесплатен, даже парковки рядом с достопримечательностями бесплатны, что не мало важно для дорогущей Норвегии.

Тролльстиген — часть национального туристического маршрута. Она представляет из себя участок дороги с 11 крутыми поворотами, позволяющий взобраться на автомобиле на гору Stigrøra (858 метров над уровнем моря). Это дорога раньше имела большое значение для местного населения т.к. позволяла жителям ездить на ярмарку. Сейчас же эта дорога стала больше туристическим аттракционом. Там катают туристов на больших автобусах. Маршрут очень удобен для круизников: — дорога Троллей. Большинство туристических путеводителей относят эту дорогу к «must see» достопримечательностям страны Фьордов.

Утром мы двинулись в сторону Тролльстиген из Валлдала (это со стороны Гейрангера), поэтому фотографии буду показывать в последовательности от Валлдала к Трольстинген. Дорога медленно, но верно ползла вверх. Вначале пути проезжали мимо многочисленных клубничных плантаций. Торговля клубникой происходила прямо у места сбора ягоды. Приценяться мы не решились, норвежские цены почти всегда вызывают шок.

Дорога Троллей на карте

Все места, упомянутые в статье на карте. Все точки подписаны и снабжены фотографиями. Всего от Валлдала до Ондалснеса около 50 км, но с учетом того, что дорога горная и очень красивая, часто останавливались фотографировать, мы ехали около 3 часов.

Речной порог Гудбрандсьюве

Остановились посмотреть на речной порог Гудбрандсьюве (Gudbrandsjuvet), некоторые называют это место Ведьмиными котлами, что в общем то соответствует содержанию. Рядом расположена бесплатная парковка и щит с туристической информацией и кафешечка. Ходить никуда нужно, порог расположен прямо у самой дороги.

Гудбрадсьюве находится на полпути между центром Валлдала и Тролльстигеном и представляет собой несколько водоворотов на отрезке реки в 5 метров шириной и 20 – глубиной. Мощь потока на самом деле очень впечатляет, фотографии не передают и малой толики тех ощущений, которые мы испытали стоя рядом с этой необузданной стихией. Поток ревет, в буквальном смысле этого слова, вода извиваясь в бесчисленных водоворотах «кипит» и клокочет. Не дай бог ни одному живому существу упасть случайно в реку, «Ведьмины котлы» живым никого не отпустят.

Гудбрандсьюве

Согласно легенде из XVI века, ущелье было названо в честь человека по имени Gudbrand, который бежал со своей невестой и улизнул от своих разъяренных преследователей, перепрыгнув через ущелье в самом узком месте. Gudbrand был объявлен вне закона за свои дела, и жил до конца своей жизни в каменной хижине в одной из боковых долин выше Gudbrandsjuvet. Долину до сих пор называют Гудбрандсдален. Какова была судьба похищенной невесты, так и осталось загадкой…



Гудбрандсьюве

Над порогом проложены мостики, чтобы все могли увидеть грохочущий горный поток. Умеют норвежцы сделать достопримечательность в любом месте. Смотровые площадки в Норвегии разрабатывают известные архитекторы. Здание кафе из стекла и бетона выглядит очень оригинально. То ли еще будет.



Гудбрандсьюве

Дальше начался подъем в гору, плавный без серпантинов. Вдоль дороги стал попадаться снег, похолодало. Переместились на уровень горных тундр. На солнце в тундре было тепло, по ночам наверное там мороз, раз снег не успевает растаять в июле.

Остановились покидались снегом. К нам тут же подбежало стадо овец за угощением. Овцы там почти хищные, к каждой остановившейся машине они устремляются всем стадом, снимать дань. Инстинкт у баранов выработался — железный, сразу бегут к багажнику. Если турист не дает чего-нибудь, бараны начинают пытаться пожевать ветровку, куртку или на худой конец штанину.





Едем прямо в облако. Выше облаков уже не было. Так на автомобиле мы поднялись над облаками.



Кто бы мог подумать, что можно испытывать радость при встрече со снегом в июле. Наверное это потому, что точно знаешь, что снег локален и скоро опять будет лето. В ноябре сильной радости по поводу снега я не испытываю. В летней обуви на снегу было очень скользко.



Смотровая площадка Тролльстиген

Цент визитов непосредственно у перевала Тролльстиген выглядел еще более стильно. Косая крыша, по которой можно гулять, смотровые площадки над самой пропастью и ревущим водопадом с ограждением из стекла, организованный каскадный водоем у самого обрыва. Машину можно было запарковать просто вдоль дороги бесплатно.



Интересно наблюдать, как машинки внизу пропускают друг друга, дорога там узкая, чтобы разъехаться со встречным нужно заехать в карман и прижаться к стене или к краю пропасти. Особенно страшно видеть, как едут по этой дороге большие туристические автобусы, на повороте они заходят по большому кругу, так что всем приходится их пережидать по карманам. Движение по этой дороге транспорта более 13 метров длинной запрещено.



Зимой этот перевал закрыт, как и многие другие перевалы Норвегии. Обычно Тролльстинген открывают в мае, и работает он до конца октября, но даже в этот период возможно его закрытие из-за погодных условий. При гололеде движение по перевалу останавливают.







Любопытно, что эту дорогу построили в 1936 году. До этого через перевал ходили караваны вьючных животных под руководством опытных проводников. Сейчас вы при желании можете повторить их опыт и пройтись по перевалу пешком. Для этого создан размеченный пешеходный маршрут Kløvstien . Данный пешеходный маршрут классифицируется, как тяжелый. Для его прохождение потребуется не менее 1 часа и хорошая физическая форма, набор высоты 424 метра, протяженность 2,5 км.



Указатель пешеходного маршрута

Автобус на дороге Троллей, Трольстинген

Ну и не могли мы устоять перед обаянием норвежских троллей.



Тролли на дороге Троллей

Внизу после проезда перевала есть парковка с которой и полагается начинать пешее восхождение по маршруту Kløvstien .

В долине Ромсдал, начинающейся сразу у подножия перевала есть еще одна природная достопримечательность — Стена Троллей (Trollveggen). Это гора с почти вертикальной стеной, высотой около 1000 метров. Стена Троллей очень популярна у профессиональных альпинистов, существует около 12 маршрутов для ее преодоления, там ставят серьезные спортивные рекорды. Обыкновенные туристы могут просто на нее посмотреть, как на чудо природы. Рядом со стеной Троллей построен еще один центр визитов из стекла и бетона



Долина Ромсдал

Вдоль этой дороги расположено несколько кемпингов, долина очень живописна, жаль, что мы не остановились там на ночевку. По общим итогам поездки скажу, что этот день был самым интересным. С одной стороны мы весь день перемещались, выходили только в интересных местах фотографировать, но пейзажи по дороге были настолько завораживающими, что они сделали наш день.

В этот же день мы успели проехаться . Про стоимость проезда по маршруту Тролльстинген — Атлантическая дорога — Кристиансунд читайте в следующей статье. Тут сильно порадовать не чем.

так же на моем сайте вы сможете узнать, там же я описываю особенности проживания в кемпинг-кабинах.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В каждой стране есть свои "попсовые" достопримечательности. С ними сделаны миллионы фотографий, про них написаны десятки тысяч фотоотчетов. Бывалые путешественники стараются обходить их стороной, и найти что-то уникальное. Но Дорога Троллей не из их числа. Эта изъезженная вдоль и поперек достопримечательность притягивает всех. А я, как любитель горных дорог, еще до внес Дорогу Троллей в программу для обязательного посещения.

Территориально Дорога Троллей (ее еще называют Лестницей Троллей) расположена чуть ниже середины Норвегии. Ближайший большой город - Олесунн (или Алесунд, Alesund). Эта дорога соединяет два населенных пункта - Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall). Сама дорога носит номер 63. Этих данных вам достаточно, чтобы сориентироваться и завернуть куда надо. Вот так выглядит дорога №63 со стороны деревни Ондалснес:
1.

По дороге с таким видом надо проехать километров 5-7:
2.

Ближе к горам она сужается настолько, что двум машинам не разъехаться. Начинаешь сомневаться, та ли эта дорога?
3.

Все сомнения отпадают, когда перед нами предстала горная стена во всем своем великолепии:
4.

В Норвегии много что связано с троллями, это местный фольклорный и сказочный герой. Например, гора, на которую поднимается дорога Троллей, называется Колпак Тролля (Trollhetta). Также здесь есть приют "Хижина в стране троллей" (Trollhelmshytta) и церковь троллей. А гора, на которой построена Дорога Троллей, с другой стороны настолько крутая, что реально похожа на стену. Ее так и назвали Стеной Тролля (Trollveggen).
5.

А на парковке перед подъемом в гору стоит такой шуточный дорожный знак "Острожно, тролли!"
6.

Одним из природных украшений этого места является водопад Стигфоссен (Stigfossen). Потоки воды шумно низвергаются с высоты 180 метров:
7.

И вот, мы начинаем восхождение. Одна из уникальных особенностей этой дороги в том, что она видна вся и снизу (как на этой фотографии) и сверху:
8.

Дорога, надо сказать, весьма узкая. Местами ширина дороги немногим более 3 метров, и двум большим машинам не разъехаться. А транспортным средствам длиннее 12,4 метров вообще запрещен проезд. Самое удобное и безопасное - это доехать до расширения дороги и пропустить встречный поток автомобилей. На фотографии ниже расширение дороги у живописного каменного моста через водопад. Поток воды настолько мощный, что обдает водяным паром проезжающие мимо машины:
9.

Если соберетесь сюда - знайте, что дорога открыта только летом. С октября по май сюда не попасть из-за снегопадов:
10.

Подъем продолжается до этого поворота:
11.

А здесь, на высоте 858 метров над уровнем моря, дорога распрямляется и ведет к большой парковке и зданию с сувенирными магазинами (на фотографии слева вдали видно это здание):
12.

От него проходит дорожка, построенная для удобного обзора на Дорогу Троллей и долину:
13.

Вот какие виды открываются с этой площадки:
14.

15.

16.

А чуть далее та самая площадка, нависающая над пропастью, откуда самый лучший обзор на Дорогу Троллей сверху:
17.

И тот самый вид. В этом кадре поместился почти весь серпантин Дороги Троллей, все ее 11 крутых поворотов:
18.

Насколько крутых? Сами посмотрите:
19.

Обожаю такие дороги:
20.

Они меня гипнотизируют:
21.

Мост над водопадом и парковка, где мы стояли недавно:
22.

Возвращаемся к машине. Тут есть еще одна площадка, нависающая над бурными водами водопада у самого его начала:
23.

А почти лунный пейзаж напоминает нам, что мы в северных широтах. Чтобы увидеть подобное в Альпах, нужно подняться на высоту минимум 2500 метров:
24.

Хотя Альпы Альпами, но у норвежских ландшафтов свой, особенный, суровый шарм. Об этом мы еще поговорим, когда я созрею для фотоотчета из района Нордкапа.
25.


В дословном переводе с норвежского название этой дороги переводится как «лестница» и если посмотреть на нее свысока, то можно понять, почему именно так ее называют норвежцы.

"Лестница троллей" (Trollstigen, в русских источниках также распространено название "Дорога троллей") - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии. Дорога расположена в 15 км южнее городка Ондалснес (Åndalsnes) в провинции Мёре-о-Румсдал (Møre og Romsdal). Строительство дороги началось в нач. XX в. Дорогу открыли 31 июля 1936 г. На открытии присутствовал король Норвегии Хокон VII, который и дал название новой дороге - "Лестница троллей". Эта популярная туристическая дорога, соединяющая долины Валльдал (Valldal) и Румсдал (Romsdal), поднимается на высоту 858 метров над уравнем моря и считается примером инженерного искусства.

Захватывающий дух серпантин с 11 крутыми поворотами протянулся на 6 км. Дорога в окружении высоких гор и низвергающихся с огромной высоты водопадов выглядит чарующе.

Величие природы подчеркивают и названия здешних горных пиков: Король (Kongen), Королева (Dronningen), Епископ (Bispen). Поднявшись к высшей точке дороги и выйдя на смотровую площадку, можно полюбоваться прекрасным видом на долину Валльдал, водопад Стигфоссен (Stigfossen), город Ондалснес.

Интересна и старая пешеходная дорога, тропа Клёвстиен (Kløvstien). В течение сотен лет она использовалась местными жителями как единственный способ попасть из долины Румсдал в регион Суннмёре (Sunnmore). После открытия в 1936 г. "Дороги троллей", пригодной для автотранспорта, эта тропа по-прежнему используется. Пешая прогулка начинается в густых лесах долины и заканчивается в скалистой местности у водопада Стигфоссен (высота 180 м).

Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства


Акт приёмки дороги за подписью короля Норвегии Хокона VII

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом.